Русский рэп
Ру́сский рэп, направление популярной музыки в СССР и РФ, возникшее в конце 1980-х гг. Восходит к популярным в позднем СССР хип-хоп-культуре и брейк-дансу. В 1990-е гг. постепенно оформляется в самостоятельный музыкальный жанр на постсоветском пространстве. Развивая черты оригинальной американской хип-хоп-культуры, представители русского рэпа обращаются к актуальным социально-политическим проблемам и культурным особенностям современной России.
Рэп-музыка проникла в СССР из США в начале 1980-х гг. через танцевальную культуру брейк-данса. Первые всесоюзные фестивали брейк-данса проводились с 1986 г. в Прибалтике [«Папуга-86» в г. Паланга (Литва) и Modern Tants в г. Винни (Эстонская ССР)] и Подмосковье («Пингвин-86» в г. Черноголовка), а с 1987 г. получили широкое распространение в других союзных республиках. В это же время формируются первые очаги танцевальной хип-хоп-культуры в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и других городах.
Экспериментировать с рэпом как музыкальным жанром в 1980-е гг. начали советские диск-жокеи и рок-музыканты. Отчётливыми признаками рэпа обладают треки «Худсовет» (1984) С. Ю. Минаева, а также «Меломан» [альбом «Энергия» (1985)] и «Тоталитарный рэп» [альбом «Шестой лесничий» (1989)] группы «Алиса». Первым рэп-альбомом, выпущенным в СССР, считается «Рэп» (1984) рок-группы «Час Пик» и диск-жокея А. Астрова, а разовые публичные рэп-выступления датируются 1987 г.
Первые рэп-группы возникали как танцевальные хип-хоп-объединения, чей интерес постепенно переключался на создание музыки. Так, первая российская рэп-группа Bad Balance (название происходит от американского бренда кроссовок New Balance) во главе с Мастер Шeff’ом (В. В. Валов) была создана в 1989 г. в Ленинграде как танцевальный коллектив и уже в 1990 г. выпустила первый трек «Ленинград». Группа состояла из 7 человек, включая популярного исполнителя Михея. По воспоминаниям участников Bad Balance, они вдохновлялись одним из направлений рэп-музыки, появившимся в Нью-Йорке в 1970-е гг., – рэпом Восточного побережья США (EastCoast rap).
Помимо Bad Balance, на рубеже 1980–1990-х гг. на отечественной сцене появился целый ряд рэп-групп и исполнителей: D.M.J. (Ди-Меркурий-Джей), «Белые братья», «Типичный ритм», «Термоядерный джем» (T-Jam), Мистер Малой (А. Е. Цыганов), «Пьянству Бойс», «Мальчишник», «Дерево жизни», «Дымовая завеса», «Каста» и др. В 1991 г. был проведён первый официальный фестиваль «РЭП ПИК – 91», первое место на котором заняла группа «Термоядерный джем». Обращаясь к рэп-стилистике, всё больше исполнителей начинают использовать элементы рэп-речитатива в своих песнях.
Большой успех имел первый альбом группы «Мальчишник» «Поговорим о сексе» (1992), включавший хит «Секс без перерыва». В состав группы входил А. В. Лысиков, в 1997 г. начавший сольную карьеру под псевдонимом Дельфин. В ходе президентских выборов 1996 г. многие популярные артисты выступили в поддержку Б. Н. Ельцина. В клипе на песню, название которой повторяло лозунг предвыборной кампании «Голосуй, или проиграешь!», «Мальчишник» выразил активную поддержку действовавшему президенту. В клипе представлены все четыре элемента хип-хоп-культуры: рэп-артисты на сцене, диджей за проигрывателем («вертушкой»), брейк-дансеры на танцевальной площадке и граффити с изображением будущего президента на стене (мурал). Тем самым рэп-музыка отчётливо связывала себя со свободным выбором образа жизни и демократическими изменениями 1990-х гг.
В 1997 г. создаётся первый российский звукозаписывающий рэп-лейбл RAP Recordz, который начинает выпускать сборные рэп-альбомы. В 1998 г. при участии Мастер Шeff’а создаётся рэп-группа «Легальный Бизне$$», участником которой стал популярный артист Лигалайз (А. В. Меньшиков). В конце 1990-х гг. начинается рэп-карьера Децла (К. А. Толмацкий), которого, по его собственному признанию, клип Лигалайза и брейк-данс-команды Da Boogie Crew вдохновил на трек «Вы хотели Party?».
Созданная в 1997 г. группа «Каста» под названием «Объединённая каста» в 1999 г. выпустила первый трек «Мы берём это на улицах» (вошёл в альбом «Трёхмерные рифмы»), соединив канонические мотивы афроамериканской хип-хоп-культуры: улицу, город, группы молодых людей, полицию. В 2000 г. при непосредственном участии группы «Каста» была создана музыкальная компания Respect Production, продюсирующая хип-хоп-артистов. В 2002 г. ею был организован крупнейший в России международный рэп-фестиваль «Наши люди». В 2003 г. на нём выступила культовая для российского слушателя американская группа Onyx.
2000-е гг. в развитии руcского рэпа связаны с активным освоением возможностей Интернета. В 2000 г. создан сайт hip-hop.ru, ставший ключевым местом взаимодействия начинающих артистов и поклонников жанра, а также для проведения многочисленных онлайн-баттлов. В баттлах отметились многие популярные российские исполнители: Oxxxymiron [М. Я. Фёдоров (признан иностранным агентом)], Noize MC [И. А. Алексеев (признан иностранным агентом)], Рем Дигга (Р. В. Воронин), Re-Pac (Л. В. Киселёв) и др. Сайт предоставлял площадку для всего многообразия культурных повесток андерграундного рэпа: от Babangida (предположительно В. И. Бакулин) с коммунистическими идеями до Луперкаля aka Horus (А. Спиридонов) с националистическими взглядами.
В 2000-х гг. рэп-сцена в России значительно усложнилась за счёт появления целого ряда артистов и групп со своим уникальным стилем: «Кровосток», «25/17» (изначально – «Иезекиль 25:17»), «Рыночные отношения», Centr, Смоки Мо (А. А. Цихов), Баста (В. М. Вакуленко) и др. В 2008 г. в эфире телеканала МУЗ-ТВ был показан первый выпуск хип-хоп-шоу «Битва за респект», третий сезон которого при поддержке Правительства РФ проходил под лозунгом «За здоровый образ жизни!» (2009). Приз победителю вручал премьер-министр страны В. В. Путин. С помощью шоу телеканал попытался привлечь новую молодую аудиторию, интересующуюся уличной культурой. Хип-хоп был представлен в трёх номинациях: «Граффити», «Брейк-данс» и «Рэп». В последней номинации победу одержал Рома Жиган (Р. В. Чумаков), который заявил: «Верю в себя, верю в семью, верю в судьбу, верю в Господа Бога, и я искренне верю в эту страну».
В 2010-е гг. наряду с онлайн-платформами расширяется присутствие рэпа и в офлайн-пространстве. Появляется сразу несколько крупных баттл-площадок в разных городах: Slovo – первоначально в Краснодаре, а затем в Петербурге, Москве и других городах; Versus Battle и RBL (Russian Battle League) в Санкт-Петербурге и др. Российские городские баттл-площадки воспроизводили устоявшиеся схемы словесных поединков двух рэперов, в ходе которых противники пытаются оскорбить друг друга в формате заранее заготовленных или импровизационных куплетов (фристайл) с активным использованием обсценной лексики.
Почти целое десятилетие баттл-культура привлекала внимание и интерес публики к рэпу, в её недрах появлялись новые рэп-звёзды, прославлялись или разрушались состоявшиеся карьеры (например, Johnny Boy). Один из самых просматриваемых российских баттлов – противостояние Oxxxymiron и Славы КПСС (В. В. Машнов). Мероприятие состоялось 6 августа 2017 г. в Санкт-Петербурге, исполнители представляли на нём две конкурирующие площадки – Versus и Slovo. Фаворит баттла Oxxxymiron проиграл бой впервые за историю своего участия в баттлах.
Особое место занимает объединение рэп-артистов из г. Чебоксары «Белая Чувашия», в которое в разное время входили группа «Проект Увечье» (Луперкаль, Ripbeat и Шарон), Ка-тет (С. Серов), Зараза (А. Азарин), ATL (С. О. Круппов), Smitbeat. Представителей объединения «Белая Чувашия» отличало неравнодушие к политической и социальной повестке 2010-х гг. По одной из версий, автором названия объединения был рэпер Бабангида во времена онлайн-баттлов на hip-hop.ru.
Во 2-й половине 2010-х гг. складывается т. н. новая школа русского рэпа, отличительной особенностью которой стало специфическое звучание. Её «флагманами» считаются Скриптонит (А. Жалелов), Pharaoh (Г. Г. Голубин), Yanix (Я. Бадуров), ATL, Markul (М. В. Маркулис) и др. Появление новой школы совпало с технологическими изменениями: развитием широкополосного доступа в Интернет, бурным развитием социальных сетей как площадок для распространения музыки. Значимое влияние на новую школу оказали трэп-рэп (от англ. trap – ловушка) – направление рэп-музыки, оформившееся в 2000-х гг., основным мотивом которого выступает уличная наркоторговля, а звучание характеризуется быстрым темпом и активными басами, а также его разновидность – дрилл-рэп (от англ. drill – тренировка).
К концу 2010-х гг. возникли новые поджанры русского рэпа, имеющие открыто коммерческую направленность. Среди них по популярности выделяется «кальянный рэп» (или северокавказский реггетон). Среди исполнителей кальянного рэпа выделяются HammAli & Navai, Bahh Tee, Jah Khalib, Miyagi & Эндшпиль, Jony и др. Кальянный рэп не несёт глубокой смысловой нагрузки, избегает любой социально-политической проблематики, но характеризуется выраженно маскулинным нарративом. Излюбленным сюжетом артистов, исполняющих кальянный рэп, служат истории о несчастной любви («Девочка-война» HammAli & Navai или «I Got Love» Miyagi & Эндшпиль & Рем Дигга).
К началу 2020-х гг. русский рэп отличался большим жанровым разнообразием, от религиозного рэпа [например, МС Настоятель (М. Курленко)], трэп-рэпа [Big Russian Boss (И. А. Серавин)] до экспериментального звучания с элементами различных музыкальных направлений [Check (Т. Саед-Шах)]. Признаком усиливающейся коммерциализации русского рэпа стало использование культового трека Мистера Малого «Буду погибать молодым», звучавшего в 1990-е гг., в рекламной кампании МТС Банка в 2022 г. – «Буду покупать молодым». Представители русского рэпа продолжают искать собственное звучание и самостоятельную повестку.