Тротуар
Тротуа́р (франц. trottoir – вымостка, или вымостки), элемент благоустройства улиц и дорог, который предназначен для безопасного передвижения пешеходов. Как правило, тротуар располагается по обеим сторонам дороги и отделён от проезжей части. Тротуары обеспечивают удобство для пешеходов, давая возможность свободно перемещаться по городской среде, не завися от автотранспорта. Для людей с ограниченными возможностями тротуары оборудуются также пандусами и перилами. Для пешеходов с нарушением зрения используется тактильное покрытие.
При строительстве тротуара может использоваться комбинированная или линейная дренажная система для отвода воды, например, путём создания поперечного уклона, а также подземным и поверхностным способами в зависимости от транспортировки воды.
Материалы
Тротуары изготавливаются из различных материалов в зависимости от климатических условий и требований конкретного проекта, таких как бетон, тротуарная плитка, натуральный камень, асфальтобетон, гравий, дерево, полимерно-композитные материалы, резиновые покрытия и др.
В некоторых случаях использование гравия или щебня может быть экономичным и практичным решением для изготовления тротуаров. Распространены тротуары, выполненные из бетона, т. к. он прочен и долговечен, а также подходит для больших нагрузок.
Тротуарная плитка изготавливается из таких материалов, как бетон, глина, дерево, гранит. Легко укладывается за счёт использования специальных систем фиксации.
Асфальт позволяет быстро и легко укладывать большие тротуарные площади, обеспечивая гладкую и комфортную поверхность. Для укладки тротуара из асфальтобетона используется 3 вида асфальта: песчаный, литой и мелкозернистый.
Одним из альтернативных асфальту экологичных материалов являются мелкоштучные обжиговые дорожно-строительные изделия из кварцевых пород, получаемых в присутствии щёлочесодержащих добавок.
Деревянные тротуары добавляют природный колорит в городскую среду, однако требуют регулярного обслуживания и обработки для предотвращения гниения и выцветания. Также деревянные тротуары используются для временного использования вдоль ограждений. Их изготавливают в виде отдельных настилов прямоугольной формы.
Полимерно-композитные покрытия тротуаров обладают прочностью, долговечностью и устойчивостью к различным климатическим условиям. Могут укладываться с системой застёжки, что упрощает их установку и замену. Во время транспортировки, укладки и эксплуатации такой тип покрытия не колется, не трескается, не подвержен воздействию агрессивных сред, а также не выделяет токсичных испарений. При его изготовлении используются термостойкие красители, которые позволяют сохранять цвет на солнце. Полимерно-композитные покрытия тротуаров водонепроницаемы, что обеспечивает быстрый сток воды. Кроме того, они огнестойкие, обладают высокой износостойкостью и конструктивной прочностью. Так, плита толщиной 45 мм выдерживает нагрузку на излом до 2 т.
Тротуары с резиновым покрытием часто используются в местах с повышенными требованиями к безопасности, таких как детские площадки и спортивные объекты. Данный тип покрытия характеризуется упругостью и амортизационными свойствами, снижающими риск получения травм. Бывает следующих видов: плиты, брусчатка, бесшовное наливное покрытие, из резиновой крошки, рулонное покрытие, а также дополнительные элементы. Материал не подвержен химическим разрушениям, экологически чистый, имеет широкую цветовую палитру и разнообразные формы. Срок службы резинового покрытия составляет более 10 лет.
Натуральный камень, такой как гранит или известняк, может использоваться для создания тротуаров, которые выглядят элегантно и являются устойчивыми. Натуральный камень характеризуется долговечностью, прочностью, морозоустойчивостью. Камень не изменяет свойства под влиянием низких температур. Натуральное происхождение гарантирует экологичность и безопасность для окружающей среды и человека. Технология мощения определяется в зависимости от толщины и конфигурации камня. Варианты мощения: произвольный (с различной шириной швов), дуговой (элементы располагают сегментно или по кругу), рядная укладка (элементы располагаются близко друг к другу). Естественная красота камня сохраняется путём его обработки водоотталкивающими растворами.
Технический тротуар
Технический тротуар располагается вдоль кромки проезжей части на магистральных улицах. По нормативу ширина технического тротуара составляет 0,5–1 м. Используется для защиты от расползания и замокания грунта, а также от вылета транспортных средств за пределы проезжей части.
Освещение тротуаров
Согласно требованиям, установленным действующим ГОСТ Р 55706-201З, в тёмное время суток тротуары должны освещаться с помощью приборов наружного освещения. Это делает передвижение комфортным и снижает уровень опасности в пешеходных зонах, к тому же служит украшением территории.
Помимо регламента яркости, в упомянутом ГОСТе существует регламент равномерности освещённости, уровень которой зависит от расположения и ширины тротуара, а также от интенсивности движения пешеходов.
Особую важность осветительные сети представляют на тротуарах, которые располагаются рядом с автомобильными дорогами. Здесь пешеходы должны быть видны водителям транспортных средств, при этом осветительные приборы не должны ослеплять людей. Интенсивность освещения должна составлять не менее 50 % от степени подсветки дорожного полотна. Высота опор светильников подбирается так, чтобы угол падения светового луча составлял 85°. Места с плотной застройкой или с густой растительностью освещаются так, чтобы лучи осветительных приборов не перекрывались листьями, архитектурой малых форм и др. Также для повышения безопасности движения пешеходов предусматривается дежурное освещение, при этом уровень освещённости может быть от 2 лк.
Государственный надзор
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») тротуар предназначен для движения пешеходов; движение транспортных средств по тротуарам запрещено, за исключением работы машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подвоза грузов к торговым и другим предприятиям и объектам.
По тротуару также могут передвигаться велосипедисты при отсутствии велодорожки и возможности двигаться по правой стороне проезжей части. Езда других транспортных средств запрещена и является административным правонарушением согласно ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ. Парковка на тротуаре также запрещена (ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ).
Тротуары предусматриваются вдоль магистралей и производственных дорог независимо от интенсивности пешеходного движения. Устройство тротуаров вдоль проездов и подъездов необходимо при интенсивности движения пешеходов не менее 100 человек в час.
На территории организации тротуары должны размещаться не ближе 3,75 м от ближайшего рельса железнодорожного пути нормальной колеи. Сокращение этого расстояния (но не менее габаритов приближения строений) допускается при устройстве перил, ограждающих тротуар со стороны колеи.
Минимальная ширина тротуара составляет 1,5 м. При интенсивности пешеходного движения менее 100 человек в час в обоих направлениях допускаются тротуары шириной 1 м. Если тротуары размещаются рядом с автомобильной дорогой или на общем с ней земляном полотне, они должны быть отделены от дороги разделительной полосой шириной не менее 0,8 м. При примыкании к проезжей части тротуар должен быть на уровне верха бортового камня, но не менее чем на 15 см выше проезжей части. Для северной строительно-климатической зоны тротуары вдоль автомобильных дорог следует устраивать на общем с ней земляном полотне, отделяя его от проезжей части газоном шириной не менее 1 м без установки бортового камня, но с устройством сквозного ограждения между газоном и тротуаром.
По требованию п. 9 ст. 55.25 Градостроительного кодекса России государственный надзор за состоянием тротуаров на придомовой территории возложен на Государственную жилищную инспекцию.