Сюрвейер
Сюрве́йер (insurance surveyor, от англ. survey – осмотр, инспектирование, обследование), специалист по оценке имущества, принимаемого на страхование. Наиболее востребованы сюрвейерские услуги в морском страховании, страховании залогового имущества, страховании крупных промышленных объектов, а также в сферах торговли (прежде всего внешней) и грузоперевозок (в частности, когда в них задействованы несколько видов транспорта). Также сюрвей необходим перед заключением договора комплексного банковского страхования: оцениваются не только состояние материальных активов банка, но и риски мошенничества со стороны его персонала, его системы безопасности, состояние его информационных систем и уровень используемых им финансовых технологий.
Деятельность сюрвейеров
Сюрвейерская деятельность осуществляется специализированными организациями – сюрвейерскими компаниями и классификационными обществами.
Сюрвейерская оценка на этапе заключения договора позволяет верно определить страховую стоимость имущества, принимаемого на страхование, страховую сумму и в конечном счёте влияет на величину страхового тарифа и страховой премии. Помимо этого, акт оценки имущества, оформленный сюрвейером, может использоваться в качестве подтверждения при определении величины ущерба при реализации страхового случая, в том числе и в ходе судебных разбирательств, если страхователь не согласен с величиной страховой выплаты.
Деятельность сюрвейеров не сводится только к техническому освидетельствованию имущества. Многие сюрвейерские компании и классификационные общества, обладая значительным накопленным опытом по оценке имущества в целях страхования, предлагают интегрированные решения, включающие услуги в части управления рисками, консалтинговые и брокерские услуги. Кроме того, пандемия COVID-19 сделала востребованными услуги дистанционного освидетельствования имущества, требующие, однако, существенных дополнительных операционных расходов и затрат на внедрение соответствующих цифровых технологий.
Важно, чтобы сюрвейер не был зависим от страховщика и страхователя и предоставлял объективные сведения о состоянии имущества. Поэтому сюрвейеры нередко страхуют свою гражданскую ответственность за надлежащее исполнение договорных обязательств. В частности, наличие договора обязательного страхования гражданской ответственности, в том числе на случай неверных профессиональных действий, ошибок и упущений, является безусловным требованием большинства банков для присвоения сюрвейеру статуса «рекомендованного для сотрудничества» при работе с залоговым имуществом. Банки могут сотрудничать с сюрвейерскими компаниями для проверки фактического наличия предметов залога, оценки его состояния и условий содержания и хранения.
Воспользоваться услугами сюрвейера может как страховая компания, так и сам страхователь.
До 2006 г. в России сюрвейерская деятельность подлежала лицензированию, однако соответствующие положения законодательства о лицензировании были отменены с 1 января 2006 г. Хотя непосредственно на сюрвейерскую деятельность лицензию получать не требуется, многие компании, предоставляющие услуги инспекции и оценки в сфере имущественного страхования, имеют сертификаты и лицензии, подтверждающие их профессиональные компетенции как сюрвейеров [например, лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; аттестаты по безопасности транспортировки опасных грузов Международной ассоциации по опасным грузам и контейнерам (НП «АСПОГ»); документы, подтверждающие членство в саморегулируемых организациях строителей и проектировщиков; свидетельство о допуске к определённым видам работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства и пр.].
Морской сюрвей
В международной и российской практике имущественного страхования особое внимание уделяется сюрвейерским услугам в области оценки состояния судов и безопасности перевозок водным транспортом, особенно морским, потому что бóльшая часть грузов в мире перевозится морским транспортом. Принято разделять сюрвей самого судна и груза. При осмотре судна регистрируется его техническое состояние на момент осмотра; осмотр же груза включает в себя инспекцию груза перед погрузкой, во время погрузки и выгрузки, экспертизу повреждений или установление факта утраты грузов, контроль при досмотре соответствующими государственными службами и др.
Осмотр технического состояния судна (Full condition survey) обычно проводят по заданию страховых компаний. По результатам осмотра составляется акт сюрвейерского осмотра (Survey report). При этом инспектор должен предоставить оценку технической и управленческой безопасности транспортировки груза, причём с точки зрения не только пригодности судна к эксплуатации и перевозке, но и анализа рисков возможного ущерба окружающей среде (например, вероятность загрязнения моря при перевозке нефтепродуктов). Такая оценка обычно отражается в отдельном перечне дефектов и недостатков с комментариями сюрвейера.
Отдельно могут предоставляться услуга драфт-сюрвей (draught survey) – определение количества груза на борту судна, когда количество погружённого или выгруженного груза определяется как разность водоизмещений в погружённом и выгруженном состоянии судна с учётом веса судна и изменений судовых запасов; а также услуга гарантии результатов (full outturn guarantee), когда сюрвейер принимает на себя риски недостачи грузов между пунктами погрузки, перевалки и выгрузки, частично выполняя функции страховщика.
Хотя основная функция сюрвейера – оценка имущества на этапе заключения договора, практикуется и т. н. аварийный сюрвей (ship accident, damage survey) – анализ произошедшей аварии и оценка повреждений. Заказчиками аварийного сюрвея обычно выступают страховые компании и судовладельцы. Отчёт сюрвейера при этом используется как один из документов, подтверждающих обстоятельства аварии и размер ущерба, однако не заменяет результатов экспертизы и выводов следственных органов, а также отраслевых контрольно-надзорных органов (в случае Российской Федерации – Ространснадзора, Ростехнадзора и др.). Участвуя в расследовании аварии, независимый сюрвейер должен составлять отчёт по типовой форме согласно требованиям Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Кодекс расследования аварий), принятого на 20-й ассамблее Международной морской организации (International Maritime Organization) в 1997 г.
Классификационные общества
Оценкой судов при осуществлении морских перевозок могут заниматься не только сюрвейерские компании, но и классификационные общества, основной профиль деятельности которых – регистрация, классификация судов и их оценка. Классификационные общества разрабатывают и применяют технические стандарты в виде правил по проектированию, строительству и надзору за морскими объектами, в том числе судами. В России действуют следующие основные классификационные общества: Федеральное автономное учреждение «Российский морской регистр судоходства» (РС) и Федеральное автономное учреждение «Российское классификационное общество» (РКО), учреждённые Министерством транспорта Российской Федерации.
РС было основано в 1913 г. и по состоянию на конец 2022 г. являлось ведущим российским классификационным обществом в морской индустрии. Помимо деятельности по классификации, экспертизе и техническому наблюдению, РС также проводит освидетельствование судов, в том числе для страховых компаний. Один из успешных примеров деятельности РС – создание в 2007 г. сертифицированной группы сюрвейеров для освидетельствования газовозов сжиженного природного газа.
РКО, в свою очередь, также осуществляет классификацию и освидетельствование судов, объектов морского и речного транспорта (плавучие буровые установки, морские стационарные платформы различного назначения, морские плавучие нефтегазодобывающие комплексы и др.); техническое наблюдение за выполнением национальных и международных договоров при проектировании, строительстве, модернизации, ремонте и эксплуатации судов; предоставляет иные сюрвейерские услуги физическим, юридическим лицам, страховым компаниям и др.
Объединения сюрвейеров
На международном рынке успешно действуют Международный институт морских сюрвейеров (International Institute of Marine Surveying, IIMS); некоммерческая Национальная ассоциация морских сюрвейеров (National Association of Marine Surveyors); Международная ассоциация классификационных обществ (International Association of Classification Societies, IACS) и др.
В России в 2014 г. было создано некоммерческое партнерство «Содружество морских сюрвейеров» (Unity of Marine Surveyors, UMS) – независимая международная организация, также объединяющая морских сюрвейеров. Организация оказывает своим участникам помощь в повышении квалификации, получении дополнительного образования, обмене опытом и информацией на международном уровне. UMS также ведёт несколько видов реестров: реестр сюрвейеров – индивидуальных предпринимателей, т. е. физических лиц, оказывающих сюрвейерские услуги по осмотру морских судов; реестр откалиброванных судов (реестр системы добровольной сертификации WeighShip); реестр корпоративных участников – членов общества, где в открытом доступе можно также узнать контактные данные сюрвейеров и получить информацию об оказываемых ими услугах.
Тем не менее в UMS состоит лишь часть отечественных сюрвейеров. По состоянию на конец 2022 г. общенациональная ассоциация (саморегулируемая организация), которая объединяла бы сюрвейеров и представляла бы их интересы, в России отсутствовала.