Сирия. История. Территория Сирии с древнейших времён до начала эпохи эллинизма
Террито́рия Си́рии с древне́йших времён до нача́ла эпо́хи эллини́зма, очерк истории культур и государств на территории современной Сирии с палеолита до включения региона в состав государства Александра Македонского по археологическим и письменным источникам.
Палеолит
Древнейшие памятники человеческой деятельности на территории современной Сирии зафиксированы в районе Пальмиры (Тадмор), в оазисе Эль-Коум. Наиболее ранним из изученных здесь памятников является местонахождение Айн-эль-Филь эпохи Олдована, которое датируется в интервале 2–1,8 млн лет назад. Также в этом оазисе зафиксировано до 26 местонахождений ашельского времени, датируемых в интервале 800–300 тыс. лет назад. Помимо оазиса Эль-Коум, ашельские рубила обнаружены в местонахождениях Латамна и Ар-Растан в долине реки Эль-Аси (Оронт), Айн-Абу-Джемаа, Хамадине, Айн-Табус, Хаммам-Кабир 2 и других близ западного берега Евфрата. Судя по всему, на территории Сирии Евфрат является восточной границей распространения индустрии ашельских бифасов.
Лучше всего последовательность отложений каменного века прослежена на памятнике Умм-эт-Тлель в оазисе Эль-Коум (мощность слоя 20 м, от Ашеля до неолита). Согласно полученным здесь данным, ашельскую индустрию сменила ябрудийская индустрия (350–200 тыс. лет назад), названная по одноимённой пещере близ г. Дамаск. За ней следуют хуммалианская и ламинарская пластинчатые индустрии (200–150 тыс. лет назад; распространены от Средиземного моря до Месопотамии).
Эпоха Мустье на территории Сирии (около 150–35 тыс. лет назад) исследована на памятниках Умм-эт-Тлель, Джерф-Аджла, Дуара и др. Наиболее типичная техника в этот период – Леваллуа, для которой характерно изготовление орудий на пластинах и отщепах, а на позднем этапе отмечается использование пластинок. Среди новых разновидностей орудий этого времени – остроконечники типа Умм-эт-Тлель на заострённых треугольных отщепах, концевые скребки, ножи со спинкой.
Ранний этап позднего палеолита (около 35–17 тыс. лет назад) представлен ахмарской культурой, близкой к ориньякской индустрии. Для этого времени типичны орудия на пластинах и пластинках и составные орудия на ретушированных пластинках. Помимо Умм-эт-Тлеля, материалы этого периода обнаружены в Джерф-Аджле, Дуаре и других местонахождениях. Финал позднего палеолита связан с кебарийской культурой (названа по памятнику на территории современного Израиля), отложения которой исследованы в Умм-эт-Тлеле, Дуаре, Азраке. Для неё характерны орудия на пластинках, среди которых со временем начинают преобладать геометрические формы – треугольники и трапеции, использовавшиеся для изготовления составных орудий (фаза геометрической кебарийской культуры).
Переход от палеолита к неолиту представлен натуфийской культурой. В её каменной индустрии, для которой типичны геометрические микролиты, прослеживается связь с предшествовавшей кебарийской культурой. С натуфийской культурой связано возникновение домостроений в форме полуземлянок и появление первых долговременных поселений. Хозяйственный уклад носителей этой культуры реконструируется как полуоседлый охотничье-собирательский, ориентированный на регулярный сбор диких злаков. На территории Сирии натуфийские поселения исследованы на ряде памятников, в том числе в Умм-эт-Тлеле, Мурейбите и Абу-Хурейре.
Докерамический неолит (10–7-е тыс. до н. э.)
Бо́льшая часть памятников докерамического неолита Сирии открыта вдоль русла Евфрата от сирийско-турецкой границы до провинции Дейр-эз-Зор на юго-востоке страны. Среди важнейших – Телль-Абр 3, Мурейбит, Абу-Хурейра, Джерф-эль-Ахмар, Джаде-эль-Мугара, Шейх-Хассан, Букрас. Также памятники этой эпохи известны западнее: в бассейне реки Кувейк (Телль-Карамель), у подножья гор Эш-Шейх (Телль-Рамад к югу от г. Дамаск), в районе Пальмиры и оазиса Эль-Коум (Эль-Кдейр, Надавийа, Азрак, Дуара). Поселения относятся преимущественно ко 2-й половине докерамического неолита А (англ. Pre-Pottery Neolithic A, PPNA) – 1-й половине докерамического неолита Б (PPNB), что по калиброванной радиоуглеродной датировке соответствует концу 10-го – 9-му тыс. до н. э., хотя есть памятники со слоями как более раннего (например, Мурейбит, Абу-Хурейра), так и более позднего (Телль-Асвад, Букрас и др.) времени.
Территория Сирии входит в зону первичного становления производящего хозяйства – Плодородный полумесяц, который здесь разделяется на две достаточно независимые в культурном отношении части: северную, связанную с плато Бадият-эль-Джазира (Джазира), и западную, принадлежавшую к левантийскому культурному кругу. Начало выращивания злаковых относится к периоду PPNA, когда основу хозяйственного уклада ещё продолжали составлять интенсивное собирательство и охота. В период PPNB отмечен очевидный прогресс в области земледелия, характерны многочисленные орудия, связанные с земледелием. К этому же времени относятся безусловные свидетельства одомашнивания животных.
Начиная с эпохи докерамического неолита возводятся стационарные жилища из глины и камня. Для PPNA характерны круглые в плане полуземлянки, для PPNB – прямоугольные наземные конструкции. Появляются первые свидетельства общественного строительства (религиозного и, возможно, оборонительного назначения), прослеженные от левантийского региона до предгорий Синджара в Восточной Месопотамии.
Керамический неолит – ранний халколит (7–5-е тыс. до н. э.)
Наиболее ранние свидетельства изготовления гончарной керамики на территории Сирии, датирующиеся 1-й половиной 7-го тыс. до н. э., зафиксированы как в западной (Айн-эль-Керх, Рас-Шамра), так и в восточной (Секер-аль-Ахеймар) частях страны. Для неё характерны простые формы, тесто с минеральными и иногда растительными примесями, слегка лощённая поверхность, изредка – следы росписи. Производство и использование керамических сосудов на территории Сирии начало широко распространяться с середины 7-го тыс. до н. э. Здесь могут быть отмечены памятники вдоль Евфрата, Балиха и Хабура: Телль-Халула, Саби-Абьяд, Секер-аль-Ахеймар и др.
Начиная со 2-й половины 7-го тыс. до н. э. Северная Месопотамия широко осваивается земледельцами, носителями хассунской культуры. На раннем, архаическом этапе эта культура была широко представлена в Месопотамии между Тигром и Евфратом (среди памятников в Сирии – Телль-Хазна 2, Кашкашок 2, Саби-Абьяд). Хотя керамика стандартного этапа хассунской культуры на территории Сирии неизвестна, для позднего периода этой культуры были характерны многочисленные импорты расписной керамики самаррской культуры, расположенной в среднем течении Тигра и его притоков. Самаррская керамика и подражания ей широко распространены на территории Сирии, в частности на поселениях по течению Балиха (например, в Саби-Абьяде).
Ближе к середине 6-го тыс. до н. э. хассунскую культуру в степях Северной Месопотамии сменяет халафская культура. Наиболее ранние её материалы известны в районе, близком к течению Тигра (Арпачия, Ярым-Тепе 2 на территории Ирака). Распространяясь в западном направлении, халафская культура охватила всю Сирийскую Джазиру (Телль-Халаф, Айлюн, Чагар-Базар, Телль-Хазна 2, Кашкашок, Мулла-Матар, Умм-Ксейр, Телль-Акаб, Телль-Арбид 2, Саби-Абьяд, Хирбет-эш-Шенеф, Телль-Зейдан, Телль-Халула и др.). По мере продвижения на запад, до реки Кувейк и Киликии, её однородность снижается: уменьшается разнообразие мотивов росписи, наряду с характерными для халафской культуры круглыми в плане жилыми постройками появляются прямоугольные (Саби-Абьяд). Завершение существования халафской культуры связано с расселением в Джазире носителей убейдской культуры и формированием в конце 6-го – начале 5-го тыс. до н. э. комплекса убейдской культуры Северной Месопотамии (Северного Убейда).
Поздний халколит – эпоха ранней бронзы (4–3-е тыс. до н. э.)
С начала 4-го тыс. до н. э. в Северной Сирии отмечен новый импульс влияний из Южной Месопотамии, связанный с цивилизацией Шумера. В это время на торговых путях, связывающих Месопотамию с рудными районами Анатолии, возникают первые поселения городского типа, такие как Хабуба-Кабира, Джебель-Аруда на Среднем Евфрате, Телль-Брак, Телль-Хамукар, Айлюн, Лейлан, Мозан в Хабурской степи. К концу 4-го тыс. до н. э. в Восточной Сирии относится активное строительство общественных храмовых сооружений (Телль-Хазна 1, Кашкашок 3, Хаммам-эт-Туркман и др.) и отмечается сложение иерархии поселений.
С начала 3-го тыс. до н. э. в условиях нарастающей аридизации климата связи Джазиры с Южной Месопотамией прерываются и здесь складывается самобытная автохтонная общность, известная как культура «Ниневия 5». Эта культура сохраняет элементы поселенческой иерархии. Во главе этой системы находятся протогорода, такие как Мозан (исторический г. Уркеш), Чагар-Базар, Телль-Брак (исторический г. Нагар), Бейдар (исторический г. Набада) и др. На втором уровне располагаются храмово-административные центры, например: Телль-Хазна 1, Кашкашок 3, Фарес-аш-Шарки. На третьем – многочисленные рядовые поселения (среди исследованных могут быть отмечены Телль-Хазна 2, Телль-Ракай, Телль-Атидж, Джудейде, Мулла-Матар).
Во 2-й половине 3-го тыс. до н. э. на фоне усилившейся аридизации климата в Джазире отмечено резкое уменьшение общего количества поселений. С другой стороны, в наиболее увлажнённой северной части земель Плодородного полумесяца фиксируется увеличение количества и размеров городских поселений по сравнению с предшествующим временем. В этот период формируется урбанизированный ландшафт Сирии, когда городские поселения площадью 30–100 га становятся многочисленны не только в Хабурской степи [Лейлан (исторический г. Шехва), Мозан (Уркеш), Телль-Мабтух и др.], но и западнее, в сторону Евфрата и далее (Телль-Хуэйра, Хаммам-эт-Туркман, Телль-Свейха, Телль-Банат и др.).
Около середины 3-го тыс. до н. э. в Хабурской степи появляются укреплённые городские поселения с обводными стенами и несколькими проёмами для ворот (поселения типа Kranzhügel), распространившиеся затем по всей западной половине Плодородного полумесяца. С ними соотносится первичное становление цивилизации на территории современной Сирии. При раскопках телля Бейдар (Набада) обнаружен древнейший клинописный архив в Сирии, датирующийся 25 в. до н. э. (на восточносемитском языке, родственном аккадскому).
В горных областях, обрамляющих Великую Месопотамскую равнину, с начала 3-го тыс. до н. э. фиксируется присутствие мигрантов с Кавказского региона – носителей куро-араксской культуры. На территории Сирии памятники с куро-араксской керамикой обнаружены вдоль горных хребтов Ансария, Антиливан и Эш-Шейх. Одновременно с юга отмечено расселение западносемитских племенных групп ханаанеев и предков эблаитов, создавших в Сирии ряд городских поселений и государственных образований. В это же время переселенцами из Шумера на Среднем Евфрате был основан город Мари (Телль-Харири). При Саргоне Древнем и его преемниках ряд существовавших на территории Сирии городов-государств, включая Мари и Эблу, контролировались Аккадом. После разгрома аккадцами Эблы и Мари, с конца 3-го тыс. до н. э., на территории Северной Сирии расселяются хурриты, а с юго-запада – сутии (амореи).
Эпоха средней бронзы (2-е тыс. до н. э.)
С наступлением гумидного периода в 1-й половине 2-го тыс. до н. э. на северо-востоке, в Хабурской степи, отмечен один из наивысших уровней заселённости. В это время в регионе появляется новая разновидность расписной керамики, известная как керамика хабурского стиля. Ближе к середине 2-го тыс. до н. э. здесь распространяется расписная керамика типа Нузи.
В конце 19 – начале 18 вв. до н. э. в Северной Месопотамии под руководством аморейского вождя Шамши-Адада I сложилось обширное государство Субарту со столицей в г. Шубат-Энлиль (телль Лейлан). На западе с ним и между собой соперничали государства Ямхад и Катна. Ко 2-й половине 1770-х – 1760-м гг. (при Зимри-Лиме) относится последний расцвет государства Мари, сокрушённого вавилонским царём Хаммурапи. С 17 в. видную роль в регионе наряду с семитами играли хурриты. С 16 в. началась борьба за господство над регионом между Древним Египтом, Митанни и Хеттским царством, в которой участвовала и Ассирия. С одним из зависимых от Египта (позднее от хеттов) г. Угарит связана находка древнейшего в мире алфавита (около 15 в. до н. э.). Знаковым событием в противостоянии египетского и хеттского царств стала битва при Кадеше 1286 г. до н. э. По хетто-египетскому миру (1270) бо́льшая часть территории Сирии осталась под контролем хеттов, юг – египтян. Однако вскоре Северную Месопотамию захватил ассирийский царь Тукульти-Нинурта I (1244–1197 до н. э.), а государство хеттов, как и азиатские владения Египта, в конце 13 – начале 12 вв. до н. э. пали под натиском народов моря, разрушивших и ряд городов на сирийском побережье Средиземного моря.
Территория Сирии в конце 2-го тыс. до н. э. – 2-й трети 4 в. до н. э.
К концу 2-го – началу 1-го тыс. до н. э. западные пришельцы (народы моря, в том числе носители этнонима «пелесет») основали на территории Северной Сирии государство Палестина (следует отличать от южной Палестины с центрами в Ашкелоне, Газе и других городах), сосуществовавшее с государствами, где сохранились т. н. позднехеттские династии.Парные скульптуры богов Адада и Иштар из дворца Капары, царя арамейского государства Бит-Бахиани. Гузан (совр. Телль Халаф, Сирия). 9 в. до н. э. Археологический музей, Алеппо. Возник и ряд государств, основанных арамеями (ахламеями), проникавшими в регион вдоль Евфрата с 14 в. до н. э.: Бит-Адини со столицей в Тиль-Барсибе, Бит-Бахиани в верховьях Хабура со столицей Гузана (Телль-Халаф), Самаль в Киликии, Бит-Агуши (в районе современного г. Халеб) и др. Одним из них было Дамасское царство (Арам-Дамаск), расположенное в оазисе Гута (ныне Дамаск; оседлое поселение с 4-го тыс. до н. э., первое письменное упоминание около середины 3-го тыс. до н. э.). После походов его царей Ризона I и Табриммона во 2-й половине 10 – начале 9 вв. до н. э. Дамасское царство становится сильнейшим среди арамейских государств на территории Сирии.
С конца 11 в. до н. э. начинается последовательная экспансия в сирийский регион со стороны Ассирии. Противодействующий этому т. н. Северосирийский союз был разгромлен ассирийским царём Салманасаром III в 857–856 гг. до н. э. Так называемому Южносирийскому союзу во главе с царём Дамаска Хадад-Эзером (Бен Хадад II) в битве при Каркаре, на берегу Оронта, в 853 г. до н. э. удалось остановить ассирийцев. Однако в 796 г. до н. э. Дамаск был захвачен и платил дань Ассирии. В 9–8 вв. до н. э. Дамасское царство несколько раз воевало с Израилем. В 739 г. до н. э. (по другим данным, в 740 до н. э.) ассирийцы завоевали Арпад (Северная Сирия), а в 738 г. до н. э. – ряд других государств региона; сопротивление сирийских государств во главе с царём Дамаска Ризоном II, опиравшихся на союз с царями Израиля, Газы, Эдома, закончилось захватом и разрушением Дамаска в 732 г. до н. э. Тиглатпаласаром III. Ризон II был казнён, большая часть арамейского населения переселена во внутренние районы Ассирии, регион стал ассирийской провинцией.
После гибели Ассирии в 612–609 гг. до н. э. территория Сирии стала ареной борьбы между Египтом и Вавилонией. В 539 г. до н. э. Вавилон захватили персы и Сирия вошла в состав государства Ахеменидов. После сражения при Иссе (333 до н. э.) войска Александра Македонского заняли территорию Сирии.