Хассуна (археологическая культура)
Хассу́на (англ. Hassuna culture), археологическая культура раннего керамического неолита (около 2-й половины 7-го – 2-я четверть 6-го тыс. до н. э.) Северной Месопотамии, от предгорий Загроса до Хабурской степи. Названа по теллю Хассуна (около 30 км к югу от современного г. Мосул), исследованному С. Ллойдом и Ф. Сафаром в 1943–1944 гг. Наиболее изучено поселение Ярым-Тепе 1. В числе основных изученных памятников – Сотто, Кюль-Тепе (Кюлли-Тепе), Телуль-эт-Талятат, Кашкашок 2, Телль-Хазна 2, Шемшара, Умм-Дабагия. На основе морфологии и декора керамических сосудов выделяются этапы Сотто (или протохассунский), архаический и стандартный.
Телли, как правило, площадью 1–1,5 га с мощностью культурного слоя от 2–3 до 7 м. Постройки возведены методом тауф (из высушенных ломтей глины): одно- и многокомнатные прямоугольные небольших размеров; решётчатые в плане (интерпретируются как хранилища – предположительно, для силоса). Достоверно общественные сооружения неизвестны. Обнаружены двухкамерные гончарные горны. На поселениях изучались захоронения в ямах: ориентация по странам света различная; положение погребённых обычно скорченное на правом или левом боку, изредка вытянутое на спине; детские часто помещены в керамические сосуды, иногда накрывались фрагментами крупных хозяйственных сосудов.
Керамика лепная (с добавлением растительных добавок и сухого навоза), в том числе специализированная (столовая посуда, сосуды-хранилища крупных размеров, грубые мелкие сосуды с ребристым дном для очистки зёрен от плевел). Украшалась налепами, на протохассунском и архаическом этапах – также росписью в виде широких полос, шевронов, перекрёстной косой штриховки; иногда поверхность полностью покрывал вишнёвый ангоб, на стандартном этапе, наряду с росписью, использовался прочерченный орнамент. Для мелкой пластики характерны женские статуэтки в широких одеяниях типа платьев.
Орудия из обсидиана, а также украшения из полудрагоценных камней (сердолик, лазурит, бирюза) свидетельствуют о торговых связях, прежде всего, с территорией Восточной Анатолии. На это указывают и очень редко встречающиеся изделия из металлов (свинцовый браслет из Ярым-Тепе 1). Возможно, именно торговая активность послужила основой для использования знаков собственности, представленных единичными находками печатей-штампов (изготовлены преимущественно из камня). Однако в целом признаков имущественной и социальной стратификации на поселениях Хассуны не зафиксировано.
Культура Хассуна развивалась в период максимально гумидных условий в регионе. Основу хозяйства составляла неполивная культивация зерновых, главным образом ячменя. Важную роль играли разведение мелкого и крупного рогатого скота, свиней, а также охота (видимо, загонная) на копытных. В пустынной зоне существовали поселения типа Умм-Дабагия, специализировавшиеся на охоте на онагров.
Хассуне предшествовала культура финального этапа докерамического неолита Б. На поселении Секер-аль-Ахеймар [в верхнем течении Хабура (приток Евфрата)] в верхней части слоя докерамического неолита отмечено появление керамики, датированной 1-й половиной 7-го тыс. до н. э. Абсолютные даты, полученные для этапа Сотто (Кашкашок 2, Телуль-эт-Талятат), указывают на 2-ю половину 7-го тыс. до н. э. В это время поселения Хассуны распространились на значительной территории от левобережья Тигра до Хабурской степи включительно, а также западнее – элементы Хассуны прослеживаются до контактной зоны с ранним сиро-киликийским керамическим неолитом на реках Балих и Евфрат. Керамика стандартной разновидности хассунской культуры известна только в восточной части Джазиры, близкой к Тигру; западнее эта разновидность хассунской керамики не отмечена.
Финал культуры Хассуна пришёлся на 2-ю четверть 6-го тыс. до н. э. В слоях стандартного этапа (Телль-Хассуна, Ярым-Тепе 1) обнаружено значительное количество керамических импортов культуры Самарра. Хассуна прекратила своё существование до распространения в регионе культуры Халаф, свидетельств прямых контактов между ними не отмечено (в отличие от археологически прослеженного непрерывного развития между культурами раннего сиро-киликийского и позднего, халафского, керамического неолита в районе Балиха и Евфрата).