Самарра (археологическая культура)
Сама́рра, археологическая культура позднего неолита (последняя четверть 7-го – 6-е тыс. до н. э., калиброванные радиоуглеродные даты), памятники которой выявлены главным образом в Центральной и Северной Месопотамии. Названа по месту находок Э. Херцфельдом её характерной расписной керамики, бус и другого инвентаря в нескольких могилах плохой сохранности вне стратиграфического контекста во время раскопок средневекового арабского г. Самарра в Ираке в 1911 г.; выделена по результатам раскопок британской исследовательницы Дж. Оутс и других археологов в 1940–1980-х гг. в Багузе, Телль-эс-Савване, Матарре, Чога-Мами, Сонгоре А и на других теллях. Выделяется 2 этапа: Классическая Самарра (по времени совпадает со стандартным этапом хассунской культуры) и Поздняя Самарра, или Переходный Чога-Мами период (англ. Chogha Mami Transitional; соотносится с появлением на севере Месопотамии раннехалафских поселений, а на юге – раннеубейдских периода Убейд-1).
Поселения площадью до 5–6 га (как в Чога-Мами). Характерны большие многокомнатные, иногда Т-образные в плане, с плоскими крышами не соприкасавшиеся друг с другом постройки. Внешние углы зданий, как правило, ориентированы по странам света. Постройки состояли из 3 или 4 частей, каждая из которых представляла собой анфиладу из нескольких комнат. Стены сделаны из длинных и стандартных по размеру (в частности, на поселении Сонгор А наиболее распространённые параметры – 70 × 16 × 8,5 см) сырцовых (с добавлением соломы) кирпичей. Также использовались половинки таких кирпичей и фрагменты других размеров. Кирпичи высушивались на солнце, вероятно, в опалубках, на что указывает стандартный размер и ровные плоские грани нижней и боковых сторон кирпича. По верхней, слегка выпуклой грани по оси кирпича пальцем проводились 3–4 борозды, способствовавшие более прочной кладке при использовании скрепляющего глиняного раствора. На поселениях Чога-Мами и Сонгор А при возведении построек зафиксировано чередование рядов «в тычок» и «в ложок», что является одним из наиболее ранних свидетельств применения такого способа кладки. Стены покрывались обмазкой, укреплялись с внешней стороны контрфорсами (как правило, на стыке двух стен). Близкие по размеру и планировке дома, серийное изготовление формованных кирпичей свидетельствуют об осуществлении застройки на поселениях по заранее продуманному плану.
Имеются данные о вероятном наличии на поселениях культуры Самарра фортификационных сооружений. Так, центральный холм Телль-эс-Саввана уже на ранних, предсамаррских, уровнях был окружён рвом, а с уровня III, относящегося к классическому этапу культуры Самарра, – оградой (сохранилась на высоту до 0,9 м) с контрфорсами и рвом. На северо-восточной границе поселения Чога-Мами открыта постройка с мощными стенами, интерпретированная исследователями памятника как сторожевая башня.
Погребения совершались на территории поселений под полами и близ жилых домов в неглубоких ямах, иногда выкладывавшихся камнями; в большинстве случаев – трупоположения в скорченной позе на боку, ориентировка неустойчива. Тело умершего заворачивали в циновку, на циновках зафиксированы следы битума. Известны вторичные (например, с собранными в кучу костями и черепом) и неполные (например, кости детской руки в сосуде) захоронения. Детские погребения нередко совершали в сосудах. Сопроводительный инвентарь обычно представлен расписными глиняными сосудами, различными орудиями, статуэтками, бусами и подвесками.
Керамика с незначительным количеством минеральных включений, иногда с очень мелкой растительной примесью. Показательна как расписная, так и украшенная резным декором тонкостенная керамика хорошего обжига. Для обжига использовали двухъярусные горны. При нанесении росписи и на некоторых этапах изготовления сосудов, вероятно, применялось поворотное устройство. Сосуды покрыты слоем ангоба или светлоокрашенные, с монохромной, как правило, плотно нанесённой росписью в цветовой гамме от красного до чёрного, чаще всего – шоколадного цвета. Геометрические, а также натуралистические и стилизованные изображения растений, животных (козлов, оленей, птиц, змей, скорпионов, рыб) и антропоморфных мотивов (в том числе женщин с развевающимися волосами) нередко составляют динамичные выстроенные по кругу композиции, представляющие сложные мифологические картины и моменты проведения коллективных обрядов.
В погребениях и помещениях построек часто обнаруживаются характерные глиняные (редко алебастровые) антропоморфные статуэтки, известные главным образом по материалам Телль-эс-Саввана, а также Чога-Мами и Сонгора А. Глиняные экземпляры слегка обожжены, выделяются схематические и натуралистические изображения. К схематическим относятся т. н. столбовидные статуэтки с условным обозначением рук, ног, головы с помощью бугорков; фигурки конической формы без обозначения рук и ног. В ряде случаев на месте лиц налепами в виде кофейных зёрен представлены глаза. Украшения (ожерелья, пояс) иногда также показаны налепами из комочков и полосок глины. Натуралистические статуэтки изображают сидящих (ноги у них иногда скрещены) и стоящих людей в большинстве случаев со сложенными под грудью или внизу живота руками. На голове, как правило, высокая причёска (в виде уложенной короной косы, другие варианты – собранные в пучок или хвост на затылке волосы), возможно, это некий головной убор. Данные детали в ряде случаев выполнены налепами из битума. Глаза (часто в виде кофейных зёрен), причёска, одежда, пояс, украшения, иногда грудь изображены налепами из комочков или полосок глины. При оформлении некоторых деталей (черт лица, элементов одежды, украшений) также использовалась краска. Известны статуэтки, изображающие мужчин в итифаллическом состоянии, в том числе одна хорошей сохранности: в позе сидя, с лежащими на животе руками, поднятыми и раздвинутыми коленями; с конусообразной в верхней части головой (в том числе за счёт высокой причёски); смоделированы уши, нос, глазные впадины, подбородок, грудь; глаза инкрустированы раковиной; брови, зрачки, ножные браслеты нарисованы коричневой краской, пояс и ожерелье – светло-жёлтой.
Первоначально большинство статуэток, выполненных без явных признаков пола, интерпретировались как женские. Позднее при сопоставлении с материалами других неолитических культур Передней Азии высказывались предположения об их андрогинности. Важной особенностью статуэток культуры Самарра является изображение большого количества украшений (каменных бус, нередко сопровождавших каменные статуэтки; ожерелий, поясов, браслетов, сделанных краской и в виде налепов на глиняных экземплярах), а также увеличенного объёма головы за счёт высокой причёски или головного убора, что, очевидно, указывало на высокий социальный статус изображённого персонажа.
Носители культуры Самарра выращивали различные виды пшеницы и ячменя (в том числе шестирядного, характерного для областей поливного земледелия), находки зёрен льна относятся к одним из древнейших свидетельств его окультуривания. Для сбора растений использовали серпы с изогнутой костяной основой, к которой битумом крепились каменные вкладыши. В Чога-Мами открыты остатки небольших оросительных каналов – наиболее ранних из известных наряду с примерами периода Убейд-0 убейдской культуры (телль Эль-Уэйли в Южной Месопотамии). В отличие от предгорной зоны Северной Месопотамии, где возможно неполивное земледелие, в Центральной и Южной Месопотамии функционирование ирригационных систем было необходимым условием для возделывания культурных растений. Также носители культуры Самарра разводили овец, коз, крупный рогатый скот. Рацион дополняли рыболовство, охота (газель, онагр, олень и др.).
О распространении ткачества, устойчивым источником сырья для которого служило разведение мелкого рогатого скота, свидетельствуют находки керамических пряслиц. На этих изделиях нередко встречается гравировка в виде точек и чёрточек, изображающих вихревое движение.
Находки печатей-штампов и оттисков печатей указывают на формирование устойчивых представлений о собственности. В целом материалы культуры Самарра свидетельствуют о проявлении в среде её носителей сложных социальных отношений со специализацией производства, наличием управленческого центра для планирования и организации строительных, земледельческих и других работ, развитой системой верований.
Культура Самарра возникла в Центральной Месопотамии, где помимо эпонимного телля материалы классического этапа обнаружены на памятниках Багуз, Чога-Мами, Телль-эс-Савван (уровень III). Согласно результатам проведённого российским археологом Н. Ю. Петровой исследования керамики Классической Самарры по материалам поселения Ярым-Тепе 1 с привлечением широкой базы данных самаррских памятников, в сложении культуры Самарра участвовали различные культурные группы, предположительно, носители гончарных традиций из восточной части Северной Месопотамии (культура Хассуна протохассунского и архаического этапов) и центральной части Загроса.
Продукция культуры Самарра и подражания её изделиям получили широкое распространение. Самаррская керамика зафиксирована на ряде памятников культур Хассуна и Халаф. В северном Ираке её находки известны на поселениях Телль-Хассуна, Ярым-Тепе 1, в нижних слоях Ниневии и Арпачии, на памятниках по берегам Тигра и у подножия Синджарского хребта (материалы археологических разведок), в долине реки Малый Заб (Матарра, Шемшара, Надер, Саид-Ахмадан). В Северной Сирии – на памятниках Телль-Брак, Чагар-Базар, Телль-Халула, Боейд 2, Саби-Абьяд 1. Самые северные находки происходят из предгорий Тавра в Юго-Восточной Турции (Хакеми-Усе, Такьян-Хююк в долине Тигра; Чоба-Хююк к западу от Евфрата). Зону распространения продукции культуры Самарра и подражаний ей в Северной Месопотамии иногда называют Северной Самаррой. Черты самаррской керамической традиции фиксируются в культуре Халаф в Северной Месопотамии, а также в предгорьях Южного Загроса на поселениях Ремремех (равнина Мехран) и Чога-Сефид (Дех-Лоранская равнина).
На поселении Эль-Уэйли зафиксировано производство самаррской керамики, что является самой южной находкой такого рода. Влияние Самарры прослежено в формировании строительных традиций (в том числе в устройстве ирригации), технологии производства и декоративных черт керамической посуды, а также антропоморфных статуэток раннего этапа убейдской культуры, которая стала основой цивилизации шумеров.