Ярым-Тепе
Яры́м-Тепе́ (араб. ياريم تپه), группа теллей неолита – раннего халколита в Синджарской степи примерно в 7 км к юго-западу от современного г. Талль-Афар (мухафаза Найнава, Ирак).Карта местоположения археологического памятника Ярым-Тепе на карте Ирака. Границы государств показаны по состоянию на 1 января 2022 г. Название (тюрк. Yarim Tepe – половина холма) происходит от одного из теллей (Ярым-Тепе 2), значительно разрушенного разливами пересыхающего ручья Абра (местное название Джубара-Дяряси). Исследовались археологической экспедицией Института археологии АН СССР под руководством Р. М. Мунчаева в 1969–1980 гг.
Ярым-Тепе 1 – наиболее исследованный памятник культуры Хассуна; площадь более 1,5 га, мощность культурного слоя 6,5 м, в котором выделено 12 строительных горизонтов. Исследовано около 1500 жилых и хозяйственных сырцовых построек, главным образом прямоугольных в плане, в том числе многокомнатные дома. На поселении обнаружен ряд глиняных печей, включая древнейший из известных двухъярусный гончарный горн. Среди находок – каменные зернотёрки, песты и ступки, кремнёвые и обсидиановые лезвия серпов, глиняные женские статуэтки, пряслица, костяные шилья и проколки, свинцовый браслет, медные бусины, кусочки медной руды, в верхних слоях обнаружена импортная керамика культуры Самарра и др. В основе хозяйства – земледелие (разновидности ячменя и пшеницы) и скотоводство (мелкий и крупный рогатый скот).
На Ярым-Тепе 1 обнаружены впускные погребения культуры Халаф, когда само поселение уже прекратило своё существование и превратилось в телль.
Ярым-Тепе 2 – один из наиболее широко раскопанных памятников культуры Халаф. Первоначальная площадь около 1 га. Мог представлять собой часть более крупного поселения со сложной организацией из двух центров, располагавшихся на Ярым-Тепе 2 и Ярым-Тепе 3. Мощность слоя на Ярым-Тепе 2 достигала около 7 м, выделено до 9 строительных горизонтов. Вскрыто около 400 сырцовых жилых (главным образом круглые в плане, т. н. толосы) и хозяйственных (прямоугольные) построек.Круглоплановое сооружение («толос» № 31) и прямоугольные конструкции в процессе раскопок. Халафская культура. Поселение Ярым-Тепе 2. Слой 6. Архив Месопотамской экспедиции Института археологии Российской академии наук. Вскрыто большое количество очажных и печных конструкций, двухъярусный гончарный горн. В основе хозяйства, как и в предшествовавшее время, – земледелие и скотоводство.
На Ярым-Тепе 2 собрана богатая коллекция зёрен культурных растений и костей домашних животных (мелкий и крупный рогатый скот, свинья). Состав орудий в значительной степени повторял функциональный набор предшествовавшего времени и включал каменные зернотёрки, песты, топоры, костяные шилья и проколки. Отмечено использование печатей-штампов (преимущественно из камня), что свидетельствует о развитии в халафское время представлений о собственности. Особого совершенства достигли керамические изделия. Характерна расписная керамическая посуда, особо выделяются 2 ритуальных сосуда (один в виде женской фигуры, другой – изображающий свинью). Также следует отметить мелкую пластику (главным образом расписные статуэтки в виде сидящих женщин).
На основе статистического анализа распределения морфологии массовых керамических сосудов из Ярым-Тепе 2 построена наиболее подробная из существующих периодизация халафской культуры, впервые выявлен момент появления в халафском керамическом комплексе посуды, изготовленной на поворотном механизме, и последующий рост её количества.
Ярым-Тепе 3 – самое крупное поселение из группы Ярым-Тепе. Его площадь около 2 га, а мощность слоя около 10 м. Нижние горизонты идентичны соседнему поселению – Ярым-Тепе 2, в верхних – отложения культуры Убейд.Круглоплановое сооружение («толос» № 137) в процессе раскопок. Халафская культура. Поселение Ярым-Тепе 3. Архив Месопотамской экспедиции Института археологии Российской академии наук. Непрерывная последовательность напластований позволила изучить полный цикл смены халафской культуры убейдской. Судя по всему, основой культурной трансформации стали технологические инновации, привнесённые в Северную Месопотамию группами убейдских переселенцев с юга.
В рамках одного проекта с группой памятников Ярым-Тепе изучались телли Сотто, Кюль-Тепе (Кюлли-Тепе) и Магзалия, благодаря чему на основе всех памятников в комплексе получены эталонные данные для изучения культурных процессов эпохи Неолитической революции в Северной Месопотамии в течение 1-й половины 7-го – середины 5-го тыс. до н. э. Прослежены следующие этапы: финал докерамического неолита (Магзалия), формирование культуры Хассуна (материалы протохассунского этапа на теллях Сотто, Кюль-Тепе и их элементы в основании Ярым-Тепе 1) и полная колонка её последующего развития (Ярым-Тепе 1), в том числе первое широкое освоение земледельцами эпохи керамического неолита степного пояса Северной Месопотамии (2-я половина 7-го – 1-я половина 6-го тыс. до н. э.); появление после относительно короткого интервала времени культуры Халаф (Ярым-Тепе 2, Ярым-Тепе 3) и её аккультурация культурой Убейд (Ярым-Тепе 3).