Ярым-Тепе
Яры́м-Тепе́ (араб. ياريم تپه), группа теллей неолита – раннего халколита в Синджарской степи примерно в 7 км к юго-западу от современного г. Талль-Афар (мухафаза Найнава, Ирак). Название (тюрк. Yarim Tepe – половина холма) происходит от одного из теллей (Ярым-Тепе 2), значительно разрушенного разливами пересыхающего ручья Абра (местное название Джубара-Дяряси). Исследовались археологической экспедицией Института археологии АН СССР под руководством Р. М. Мунчаева в 1969–1980 гг.
Ярым-Тепе 1 – наиболее исследованный памятник культуры Хассуна; площадь более 1,5 га, мощность культурного слоя 6,5 м, в котором выделено 12 строительных горизонтов. Исследовано около 1500 жилых и хозяйственных сырцовых построек, главным образом прямоугольных в плане, в том числе многокомнатные дома. На поселении обнаружен ряд глиняных печей, включая древнейший из известных двухъярусный гончарный горн. Среди находок – каменные зернотёрки, песты и ступки, кремнёвые и обсидиановые лезвия серпов, глиняные женские статуэтки, пряслица, костяные шилья и проколки, свинцовый браслет, медные бусины, кусочки медной руды, в верхних слоях обнаружена импортная керамика культуры Самарра и др. В основе хозяйства – земледелие (разновидности ячменя и пшеницы) и скотоводство (мелкий и крупный рогатый скот).
На Ярым-Тепе 1 обнаружены впускные погребения культуры Халаф, когда само поселение уже прекратило своё существование и превратилось в телль.
Ярым-Тепе 2 – один из наиболее широко раскопанных памятников культуры Халаф. Первоначальная площадь около 1 га. Мог представлять собой часть более крупного поселения со сложной организацией из двух центров, располагавшихся на Ярым-Тепе 2 и Ярым-Тепе 3. Мощность слоя на Ярым-Тепе 2 достигала около 7 м, выделено до 9 строительных горизонтов. Вскрыто около 400 сырцовых жилых (главным образом круглые в плане, т. н. толосы) и хозяйственных (прямоугольные) построек. Вскрыто большое количество очажных и печных конструкций, двухъярусный гончарный горн. В основе хозяйства, как и в предшествовавшее время, – земледелие и скотоводство.
На Ярым-Тепе 2 собрана богатая коллекция зёрен культурных растений и костей домашних животных (мелкий и крупный рогатый скот, свинья). Состав орудий в значительной степени повторял функциональный набор предшествовавшего времени и включал каменные зернотёрки, песты, топоры, костяные шилья и проколки. Отмечено использование печатей-штампов (преимущественно из камня), что свидетельствует о развитии в халафское время представлений о собственности. Особого совершенства достигли керамические изделия. Характерна расписная керамическая посуда, особо выделяются 2 ритуальных сосуда (один в виде женской фигуры, другой – изображающий свинью). Также следует отметить мелкую пластику (главным образом расписные статуэтки в виде сидящих женщин).
На основе статистического анализа распределения морфологии массовых керамических сосудов из Ярым-Тепе 2 построена наиболее подробная из существующих периодизация халафской культуры, впервые выявлен момент появления в халафском керамическом комплексе посуды, изготовленной на поворотном механизме, и последующий рост её количества.
Ярым-Тепе 3 – самое крупное поселение из группы Ярым-Тепе. Его площадь около 2 га, а мощность слоя около 10 м. Нижние горизонты идентичны соседнему поселению – Ярым-Тепе 2, в верхних – отложения культуры Убейд. Непрерывная последовательность напластований позволила изучить полный цикл смены халафской культуры убейдской. Судя по всему, основой культурной трансформации стали технологические инновации, привнесённые в Северную Месопотамию группами убейдских переселенцев с юга.
В рамках одного проекта с группой памятников Ярым-Тепе изучались телли Сотто, Кюль-Тепе (Кюлли-Тепе) и Магзалия, благодаря чему на основе всех памятников в комплексе получены эталонные данные для изучения культурных процессов эпохи Неолитической революции в Северной Месопотамии в течение 1-й половины 7-го – середины 5-го тыс. до н. э. Прослежены следующие этапы: финал докерамического неолита (Магзалия), формирование культуры Хассуна (материалы протохассунского этапа на теллях Сотто, Кюль-Тепе и их элементы в основании Ярым-Тепе 1) и полная колонка её последующего развития (Ярым-Тепе 1), в том числе первое широкое освоение земледельцами эпохи керамического неолита степного пояса Северной Месопотамии (2-я половина 7-го – 1-я половина 6-го тыс. до н. э.); появление после относительно короткого интервала времени культуры Халаф (Ярым-Тепе 2, Ярым-Тепе 3) и её аккультурация культурой Убейд (Ярым-Тепе 3).