Убейд
Убе́йд (англ. Ubaid culture), археологическая культура позднего неолита – раннего халколита (6–5-е тыс. до н. э.) в Месопотамии. Названа по расположенному близ древнего г. Ур теллю Эль-Убейд (Ирак), на котором в ходе раскопок в 1923–1924 гг. Л. Вулли впервые обнаружил поселение с расписной керамикой, предшествовавшее слоям урукского и раннединастического периодов Южной Месопотамии. В дальнейшем более ранние материалы той же культуры были выявлены на поселениях Хаджи-Мухаммад (работы Германского восточного общества с зимы 1936/1937 по 1939), Эреду (раскопки С. Ллойда и Ф. Сафара в 1946–1949), Эль-Уэйли (исследования французской экспедиции под руководством Ж.-Л. Ио в 1976–1989, с перерывами; раскопки не доведены до материка), давших названия соответствующим периодам (фазам) Убейда. Всего выделено 6 периодов (Убейд-0 – Убейд-5).
Носители культуры Убейд создали первые оседлые поселения на территории аллювиальной равнины Нижней Месопотамии, позднее известной как Шумер. Благодаря исключительному плодородию почвы и высокой урожайности для этой культуры характерен постоянный демографический рост. Уже на относительно раннем этапе поселения достигали крупных размеров, а на развитом этапе появились первые протогорода. Так, площадь Эреду в течение периода Убейд-2 составляла 4 га, а к Убейд-4 достигала 10 га с населением около 4 тыс. человек.
Постройки на поселениях прямоугольные, как правило многокомнатные, из формованного сырцового кирпича и тростника, использовавшегося для перекрытий. Судя по оттискам на печатях поздних периодов, могли существовать сооружения (в том числе общественные), полностью построенные из тростника. Конструкции с решётчатым планом рассматривают в качестве оснований хранилищ для силоса и зерна. Активно развивалось храмовое строительство. В Эреду начиная со слоя 16 выявлены фундаменты 13 последовательно сменявших друг друга храмов, площадь которых на каждом последующем этапе увеличивалась. Появились элементы (пилястры и др.), получившие развитие в последующей месопотамской религиозной архитектуре. Известны некрополи (в Эль-Убейде, Эреду). Трупоположения вытянуты на спине; погребальный инвентарь, как правило, представлен керамическими сосудами.
При изготовлении керамической посуды в периоды Убейд 1–2 впервые начал использоваться поворотный механизм. Характерна тёмная роспись по бледно-зеленоватому фону; также использовалась техника негативной росписи. Из-за отсутствия на аллювиях камня, обсидиана и металлов были распространены керамические орудия (ударные типа молота, серпы и т. п.). Керамические антропоморфные статуэтки (женские и мужские) – стоячие, вытянутых пропорций, с личиной, напоминающей морды земноводных.
В основе хозяйства Убейда – культивация зерновых культур в зонах поливного (в Южной Месопотамии) и неполивного (в Северной Месопотамии) земледелия.
Истоки Убейда связывают с приходом на не заселённые ранее аллювии Южной Месопотамии пришельцев из Сузианы и с Дех-Лоранской равнины. На это указывают сходства в керамике позднего неолита Юго-Западного Ирана (Чога-Сефид, Тепе-Сабз) и раннего Убейда, а также в погребальном обряде.
Примерно в одно время с Убейдом в Северной Месопотамии происходит формирование культуры Хассуна, а в Средней Месопотамии, вдоль Тигра и его притоков, – культуры Самарра. Несколько позднее в Северной Месопотамии происходит сложение культуры Халаф, сменившей культуру Хассуна. Распространение этих культур в дальнейшем привело к сложению комплекса халафско-самаррско-убейдских контактных зон.
Выделяемый в развитии культуры Убейд период Убейд-0 известен только по нижним слоям Эль-Уэйли (фаза Уэйли). Он датируется первыми веками 6-го тыс. до н. э. Однако, поскольку предматериковые слои Эль-Уэйли остались неизученными, то существующая дата возникновения культуры Убейд при дальнейших исследованиях может быть удревнена.
Период Убейд-1 (фаза Эреду; не позднее середины 6-го тыс. до н. э.) представлен в Эреду, Уре и на других поселениях Нижнего Евфрата, откуда культура Убейд стала продвигаться в Среднюю Месопотамию, где встретилась с культурой Самарра. На расположенном в среднем течении реки Дияла памятнике Телль-Абада в нижнем слое отмечено одновременное использование керамики обеих культур. Поблизости находятся убейдские поселения (периодов Убейд-2 и Убейд-3) Мадхур, Хейт-Касем, Телль-Рашид и др.
Период Убейд-2 (фаза Хаджи-Мухаммад) характеризуется контактами до западных берегов Персидского залива, связанными с развитием торговли (среди товаров, поступавших отсюда на территорию культуры Убейд, был жемчуг, позднее – медные слитки).
В период Убейд-3 (развитый, или средний, период; около 3-й – 4-я четверти 6-го тыс. до н. э.) культура Убейд распространилась (в том числе в ходе миграций) до Северной Месопотамии, где образовалась контактная зона с культурой Халаф. В течение среднего и позднего (Убейд-4; 1-я половина 5-го тыс. до н. э.) периодов при нарастающем влиянии Убейда на Халаф и последующем завершении халафской культуры на основе их взаимодействия сформировался комплекс, получивший название Северный Убейд (процесс аккультурации прослежен по материалам Тепе-Гавра, Ярым-Тепе 3 и др.).
Памятники Северного Убейда известны вдоль всей северной полосы Плодородного полумесяца, хотя они и менее многочисленны, чем предшествовавшие им халафские. Распространение поселений Северного Убейда шло прежде всего вдоль русла Тигра и доходило до предгорий Восточного Тавра (например, Кенан-Тепе в Турции). Также их продвижение происходило в северомесопотамской степи от Тигра на запад к реке Евфрат. Среди исследованных поселений Северного Убейда – Арпачия (в черте современного г. Мосул), Ярым-Тепе 3 (Синджарская степь), Телль-Хамукар, Кашкашок 2, Телль-Машнака, Мулла-Матар, Чагар-Базар (Хабурская степь), Хаммам-эт-Туркман (на восточном берегу реки Балих), Телль-Зейдан, Телль-Абр 1, Косак-Шимали, Шейх-Хассан (на берегах Евфрата). Западной границей распространения Северного Убейда выступило русло Евфрата. Поселения, расположенные дальше на запад, в левантийско-киликийском регионе, следует рассматривать как памятники, испытывавшие влияние Северного Убейда.
Период Убейд-5 (2-я половина 5-го тыс. до н. э.) отражает переход к урукскому периоду. Пережиточные убейдские элементы (расписная керамика) известны и в начале 4-го тыс. до н. э.
Причиной распространения культуры Убейд начиная с очень раннего периода её существования выступало полное отсутствие природных ресурсов при исключительном (в сравнении с соседними регионами) изобилии продуктов земледелия. Это также стимулировало развитие межрегиональных торговых отношений. Посредством торговли влияние культуры Убейд (включая Северный Убейд) испытывали территории до Кавказа, Палестины, Аравийского п-ова и Западного Ирана. Самым северным местом обнаружения убейдской керамики является поселение Годедзор в среднем течении реки Аракс (Армения). Самым южным – побережье Персидского залива, включая памятники H 3 (англ. H 3), Бахра 1 (Кувейт), Досарийя, Абу-Хамис, Айн-Каннас (Саудовская Аравия), Аль-Марх (Бахрейн), Рас-Абрук, Бир-Зекрит (Катар), на островах Марава, Далма, Хамрия (Объединённые Арабские Эмираты). На востоке керамика Убейда обнаружена в Северо-Западном Иране, на поселениях Пишдели-Тепе, Гиян (слой VB; синхронен периоду Убейд-4). Самые западные находки происходят с таких поселений, как Телль-Курду (долина Амук), Деджирмен-Тепе (на Верхнем Евфрате; оба – в Турции), Арджун (Сирия), а на юго-западе достигают Тель-Тсафа (Израиль).