Шад Кристиан
Шад Кри́стиан (Christian Schad) (21.8.1894, Мисбах, Верхняя Бавария – 25.2.1982, Штутгарт), немецкий живописец, график, фотограф, один из наиболее значительных представителей новой вещественности.
Родился в семье тайного советника Карла Шада; по линии матери приходился внучатым племянником немецким художникам позднего романтизма Д. Фору и К. Ф. Фору. В детстве увлекался музыкой. После окончания гимназии в 1913 г. поступил в Академию художеств в Мюнхене, где обучался у Г. фон Цюгеля и К. И. Беккера-Гундаля. Вскоре забросил учёбу и снял ателье в районе Мюнхена Швабинге, где начал печатать первые ксилографии в экспрессионистическом духе, демонстрирующие увлечение современными художественными тенденциями, особенно творчеством участников объединения «Синий всадник». В 1914 г. совершил образовательное путешествие по Нидерландам.
С началом Первой мировой войны 1914–1918 гг. симулировал сердечную недостаточность, чтобы избежать зачисления в пехоту. В 1915 г. бежал в Цюрих, где посещал Кабаре «Вольтер», познакомился с писателем Х. Баллем, писательницей и актрисой Э. Хеннингс, художником Х. Арпом и стал свидетелем зарождения дадаизма. Сдружился с поэтом-дадаистом В. Зернером, принимал участие в дадаистских акциях, публиковал свои ксилографии в авангардных журналах (Sirius и др.). В 1916 г. отправился в Женеву учиться живописи, где также продолжал дадаистические опыты. С 1919 г. занимался фотоискусством – проводил эксперименты со светочувствительными пластинами (см. в статье Фотографические материалы). Полученные без применения фотоаппарата фотограммы (отпечатки силуэтов предметов) позднее были названы в честь него шадографиями («Интрижка», шадография, 1918). Вскоре эту технику начали использовать Ман Рэй и Л. Мохой-Надь. Шад также начал вырезать деревянные рельефы и писать маслом, подражая кубистам («Снятие с креста», 1916, Фонд К. Шада, Ашаффенбург).
В 1922 г., после недолгого пребывания в Мюнхене, вместе с Зернером отправился в Италию: вначале в Геную, затем в Рим, а после женитьбы в 1923 г. – в Неаполь, где начал писать свои первые реалистические портреты («Портрет папы Пия XI», 1924, Музей искусств земли Саксония-Анхальт, Галле). В 1925 г. переехал с семьёй в Вену. Принял участие в выставках новой вещественности в галерее Ноймана-Нирендорфа в Берлине (1927) и в Амстердаме (1929). В то же время работал над обложкой для 7-томного издания произведений Зернера.
После развода в 1928 г. переехал в Берлин, ночная жизнь которого стала главной темой его творчества на несколько лет. Рисунки Шада послужили одним из источников для бестселлера К. Хеммерлинга (псевдоним К. Морек) «Путеводитель по порочному Берлину: немецкий Вавилон» (C. Moreck «Ein Führer durch das lasterhafte Berlin: das deutsche Babylon», 1931).
В 1925–1930 гг. Шадом было написано около 30 портретов, принёсших ему славу главного портретиста новой вещественности («Граф Сен Жену д'Аннокур», 1927, Центр Помпиду, Париж; «Автопортрет», 1927, Галерея Тейт, Лондон, на хранении из частного собрания; «Лотте», 1928, Музей Шпренгеля, Ганновер; «Портрет доктора Хаустайна», 1928, собрание Тиссена-Борнемисы, Мадрид; «Соня», 1928, Государственные музеи, Берлин; «Агоста, человек с крыльями, и Раша, черная голубка»; «Майка», оба – 1929, частное собрание). Все они беспристрастно точно фиксируют внешний облик портретируемых, не сообщая зрителю ничего об их внутреннем мире. Заказчики особо ценили умение художника передавать цвет и фактуру кожи с помощью гладкого эмалевидного письма.
При нацистском режиме работы Шада, в отличие от работ многих его единомышленников не признанные «дегенеративными», даже были представлены на «Большой выставке немецкого искусства» в Мюнхене 1937 г. (в 1933–1942 Шад – член Национал-социалистической немецкой рабочей партии). Однако, опасаясь преследований за свое дадаистское прошлое, художник почти прекратил творческую деятельность и стал управляющим пивоварней. После разрушения при бомбёжке его берлинского ателье в 1943 г. переехал в Ашаффенбург: там его оценили как знатока старой техники живописи и заказали копию алтарной картины М. Грюневальда «Штуппахская мадонна» для капеллы монастырской церкви Святого Петра и Святого Александра (1943–1947), где произведение Грюневальда хранилось изначально, до переноса в Штуппах.
После Второй мировой войны Шад вернулся к живописи в духе магического реализма, продолжая писать портреты и – реже – пейзажи. Много путешествовал со своей второй женой Беттиной по Европе, побывал в Тунисе. Около 1960 г. после 40-летнего перерыва вернулся к работе с фотограммами. В 1961 г. принял участие в выставке «Новая вещественность» в выставочном пространстве «Дом на Вальдзе» в Берлине. В 1961 г. купил дом в местечке Кайльберг неподалеку от Ашаффенбурга, где им были созданы многочисленные графические работы. К этому времени параллельно с развитием фотореализма начинается «вторая волна» его популярности, проводятся персональные выставки (Палаццо Реале, Милан, 1972; Кунстхалле, Берлин, 1980).
Офицер ордена «За заслуги перед ФРГ» (1979).
В 2000 г. Беттина Шад передала в дар муниципалитету Ашаффенбурга всё наследие художника, которое легло в основу Фонда Кристиана Шада; в 2020 г. идёт строительство его музея (проект архитектурного бюро Walter Böhm Architekten). С 2018 г. открыт Архив Кристиана Шада в ратуше его родного города Мисбах: в основе этого собрания лежит дар сына художника, Николауса Шада, состоящий из 80 работ отца, и архив документов, приобретённый городом у вдовы галериста и друга Шада – Г. Рихтера.