Савальский Василий Александрович
Сава́льский Васи́лий Алекса́ндрович [17(29).1.1874, станица Михайловская Владикавказского отдела Терской области, ныне село Серноводское Серноводского района Чеченской Республики – сентябрь 1915], российский юрист, философ права. Представитель марбургской школы неокантианства. Сын священника. Выпускник юридического факультета Московского университета (1899, с дипломом 1-й степени). Ученик П. И. Новгородцева.
В 1893–1895 гг. обучался во Владикавказской классической гимназии, которую окончил в 1895 г. с золотой медалью. В университете получал стипендию Кавказского учебного округа, в связи с чем по правилам должен был потом отработать там по специальности.
По представлению Новгородцева оставлен при Московском университете для подготовки к профессорскому званию на 2 года, получал стипендию Министерства народного просвещения, в 1902 г. срок продлён ещё на год без содержания. Приват-доцент юридического факультета Московского университета (1904–1910). В 1905–1907 гг. находился на средства Министерства народного просвещения в заграничной командировке в Германии (посетил Берлинский, Гейдельбергский, Марбургский, Фрайбургский, Галльский университеты, слушал лекции К. Фишера, Г. Еллинека и др.). Магистр государственного права (1909).
Преподавал законоведение в различных учебных заведениях Москвы: на коммерческих курсах Московского общества распространения коммерческих знаний (1904–1905), в женской гимназии Л. О. Вяземской (1908–1910), Елисаветинском институте (1908–1910), частной женской гимназии М. Г. Брюхоненко (1909–1910), Медведниковской гимназии (1909–1910), Реальном училище Воскресенского (1909–1910).
Экстраординарный профессор по кафедре государственного права юридического факультета Варшавского университета (1910–1915).
Университетское дипломное сочинение Савальского «Учение Спинозы о праве и государстве», удостоенное золотой медали, получило высокую оценку Новгородцева.
В своей магистерской диссертации «Основы философии права в научном идеализме. Марбургская школа философии: Коген, Наторп, Штаммлер и др.» (1909) Савальский стремился доказать преимущества марбургской школы неокантианства по сравнению с баденской. Один из немногих юристов в России, обосновывавший значимость идей основателя марбургской школы неокантианства Г. Когена. Противопоставлял неокантианство позитивизму и мистицизму.
Согласно Савальскому, теория права должна быть построена на логике и этике, поскольку понятия реальности и закономерности правовых явлений есть проблемы логики, свободы и интереса. По его мнению, в исследование этих вопросов большой вклад внесли представители т. н. научного идеализма, поставившие себе задачу «построить научную логику, научную этику и, таким образом, дать основы для построения действительно научной теории права» (Савальский. 1910. С. 368). Путь к построению этих дисциплин открывается в новом понимании критической философии Канта, очищенной от искажений и продолженной в духе автора трансцендентального метода (Савальский. 1910. С. 368). Научная логика, по Савальскому, возможна только как «логика чистого познания», как учение об априорных условиях математического и описательного естествознания (Савальский. 1910. С. 369). Привнесение психологических и этических элементов сознания (норма, должное, субъект) в обсуждение логической проблемы он считал ошибкой. Научная этика – это теория культурных ценностей, в которой достоинство человеческой личности рассматривается как цель в себе, а все другие элементы культуры – как средство достижения этой конечной цели. (Савальский. 1910. С. 369).
Центральная тема его творчества – соотношение этики и права. Вслед за Когеном Савальский предлагает основывать этику, опираясь на юриспруденцию. Философия права, с его точки зрения, есть теория юридического опыта. Аналогично логике, выстраивающейся на математике, этика должна ориентироваться на юриспруденцию, чтобы выступить логикой «наук о духе» (общественных наук). С использованием юридических понятий Савальский решает вопросы этики: в качестве субъекта права человек совершает различные действия, единство действий человека проявляется в государстве. Государство он понимает не столько как факт реально-эмпирического мира, а скорее как воплощение единства всеобщности, проявление единой общей воли индивидов. Государство, по Савальскому, есть «обнаружение, выявление «откровения» человеческой природы: оно не только необходимое следствие из этой последней; оно, кроме того, наилучшее средство для её культуры, т. е. для наилучшей цели», оно «следует из человеческой природы с такой же необходимостью, с какой сумма углов в треугольнике равняется двум прямым» (Савальский. Ч. 1. 1912. С. 190). В этом, по мнению Савальского, заключена ценность государства как основного этического элемента самосознания.
Большое внимание Савальский уделял проблемам естественного права, считая их ключевыми для философии права. Решение проблем юридической науки, полагал он, возможно только в плоскости философии естественного права. «Естественное право должно быть понято как идея права, как трансцендентальная идея юридического опыта» (Савальский. 1908. С. 209). История школы естественного права берёт свои истоки в античной культуре, проходит через Средние века, Новое и Новейшее время до современного Савальскому состояния юридической науки. Предложенную немецким философом права Р. Штаммлером идею естественного права с изменяющимся содержанием он оценивает скептически: «Формула естественного права с изменяющимся содержанием имеет столько же смысла, сколько, например, формула: наука с изменяющимся содержанием» (Савальский. 1908. С. 214). Идея естественного права, рассуждал Савальский, проявляется под различными названиями: естественное право, философское право, право разума, этическое, чистое, теоретическое, право в себе, универсальное, вечное, божественное, высшее, истинное, долженствующее быть, идеальное, право из природы вещей, из потребностей оборота и т. д. В качестве понятия систематической философии идея естественного права должна быть изложена, с одной стороны, как вещь в себе, с другой стороны, как метод. «Как вещь в себе она есть метаюридическое понятие, а как метод она есть особый способ рассмотрения положительного права» (Савальский. 1908. С. 209). Теоретический смысл идеи естественного права заключается в том, что определение права носит относительный характер и никогда не будет законченным. Практическое значение состоит в том, что эта идея проявляется как метод оценки права и его критики.
Анализируя различные концепции естественного права, Савальский разделял их на метафизические (Вл. С. Соловьёв, Б. Н. Чичерин, Е. Н. Трубецкой) и критические теории (основываются на кантовской установке освобождения правовых понятий от метафизики и мистики).
Полемизировал со своим учителем Новгородцевым. В работе «Основы философии права в научном идеализме…» критиковал Новгородцева, считая, что последний, верно поставив в работе «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права» проблему (требование синтеза должного и сущего в одной и той же категории должного), сам не выполнил искомого синтеза. (Савальский. 1908. С. 107–108 и след.). В дальнейшем полемика продолжалась на страницах журнала «Вопросы философии и психологии».
Скончался от рака во время эвакуации Варшавского университета в ходе Первой мировой войны (Краковский. 2021. С. 70).
Награждён орденом Святого Станислава 3-й степени (1915).