Шайва-сиддханта
Ша́йва-сиддха́нта [санскр. शैवसिद्धान्त – завершённое (совершенное) учение шиваизма], религиозно-философское учение в индуизме, сформировавшееся на юге Индии (ныне штат Тамилнад).
Священными текстами и другими авторитетными источниками Шайва-сиддханты являются:
«Нанмарей» («Четыре писания») – восхваление атрибутов Шивы;
28 шиваитских агам (теологических речений и трактатов) 2-й половины 1-го тыс. до н. э.;
Веды;
философские трактаты «Мейкандаровы шастры», систематизированные в «Шива-джняна-бодхе» («Пробуждение знания о Шиве») в 13–14 вв.;
«Тирумурей» («12 священных сборников», «Тамильская Веда»), содержащий гимны наянаров.
Монизм шиваитских агам, проповедующих единое божество Шиву (он же Ишвара), как, например, в 26-й агаме «Парамешвара», не противоречит политеизму Вед, но дополняет его. Согласно Шайва-сиддханте, Веды предназначены для начинающих, агамы – для зрелых адептов.
Шива представлен в философии Шайва-сиддханты высшим духовным принципом, Абсолютом, трансцендентным и имманентным миру, его создателем (не Творцом, а Демиургом) и разрушителем по окончании космических циклов. Шайва-сиддханта исследует три основных категории: пати (Владыка, Пастырь – бог Шива), пашу (паства – вечные души, пребывающие в оковах кармы, материи), пашам (узы плоти, материальная действительность). Главный путь к освобождению для пашу, называемый в индийской традиции путём бхакти, – обращённость, привязанность, любовь к Шиве. В «Шива-джняна-бодхе» приводятся детальные доказательства бытия Бога и ниспровержение оппонентов (буддистов, представителей санкхьи и др.), что свидетельствует о принадлежности Шайва-сиддханты к индийскому теизму – ишвара-ваде, особенность которого состоит в признании и личных, и безличных качеств божества.
Шайва-сиддханта не входит в перечень шести индуистских «ортодоксальных» даршан и активно полемизирует с ними. Шайва-сиддханта – часть тантристского, или агамического, направления индуизма.