Вачаспати Мишра
Вачаспа́ти Ми́шра (санскр. वाचस्पति मिश्र) (9–10 вв.), индийский философ-энциклопедист, написавший 8 сочинений в традициях всех классических брахманистских систем, за исключением вайшешики. Брахман из Северной Индии (Митхила, ныне Бихар), учился у одного из четверых «столпов ньяи» – Трилочаны. К традиции ньяи принадлежит его комментарий к субкомментарию Уддйотакары на «Ньяя-сутры» – «Ньяя-варттика-татпарьятика», где Вачаспати Мишра подвергает критике буддийскую теорию познания. Критерий истинности умозаключения он видит в успешной практике. В традиции адвайта-веданты Вачаспати Мишра создал комментарий «Бхамати» на комментарий Шанкары к «Брахма-сутрам». Различал два вида незнания (авидья): субъективное и всеобщее (мулявидья), но считал, в отличие от других течений адвайты, что его основой являются скорее индивидуальные души, нежели Брахман. В традиции мимансы написал комментарий к трактатам Мандана Мишры и собственный трактат «Таттва-бинду». В традиции йоги создал детальнейший комментарий к «Йога-сутра-бхашье» Вьясы – «Таттва-вайшаради», в традиции санкхьи – комментарий «Таттва-каумуди» к «Санкхья-карике», формулирующий эпистемологическую доктрину этой школы.