Ропет Иван Павлович
Ропе́т Ива́н Па́влович (настоящие имя, отчество и фамилия Иван Николаевич Петров) [12(24).8.1845, Петергоф – 12(25).12.1908, Санкт-Петербург], российский архитектор; действительный член Императорской Академии художеств (1893).
Сын мастерового Петергофской бумажной фабрики. Сменил отчество по имени дяди, у которого воспитывался после ранней смерти отца. Учился в Императорской Академии художеств (1861–1871) у А. М. Горностаева. Взял псевдоним в виде экзотической анаграммы своей фамилии.
В 1876–1880 гг. как пенсионер Академии художеств посетил Францию, Италию и Египет; намеченное двухлетнее пенсионерское путешествие по России осуществить не смог из-за ухудшившегося здоровья. В качестве помощника старших коллег занимался перестройкой доходных домов в Санкт-Петербурге: дом княгини А. П. Львовой на Большой Морской улице (совместно с Н. Ф. Брюлловым, 1871–1873), на 2-й Рождественской улице (ныне улица 4-я Советская, 1870-е гг., надстроен) и др. Состоял архитектором в Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел (1871–1876, 1880–1882).
С середины 1870-х гг. начал самостоятельную творческую практику. В 1873–1874 гг. по его проекту построено здание приюта Христорождественского Александро-Иосифовского братства в Санкт-Петербурге (перестроено). Работая в рамках русского стиля, стремился к имитации форм и приёмов народного деревянного зодчества, уделяя основное внимание резному орнаменту, источниками которого служили народная вышивка, предметы декоративно-прикладного искусства, книжная миниатюра и т. д. Проекты Ропета систематически публиковались в издании «Мотивы русской архитектуры» (1873–1880). Был близок к Абрамцевскому художественному кружку (в 1877–1878 декорировал фасады и кровлю бани «Теремок» в Абрамцеве), получил, наряду с В. А. Гартманом, одобрение и поддержку В. В. Стасова. Версия стиля, разработанная Ропетом, снискала популярность, отразившись, например, в массовой дачной застройке конца 19 – начала 20 вв., однако получила критическую оценку («ропетовщина» и «петушиный стиль») из-за поверхностности подражания национальной традиции, недостаточность знания которой Ропет и архитекторы его поколения компенсировали фантазией и заимствованиями из европейской деревянной архитектуры.
Основные постройки в дереве не сохранились: павильон Ботаники и садоводства на Политехнической выставке 1872 г. в Москве (совместно с Ф. С. Харламовым), павильоны России на Всемирных выставках в Париже (1878, совместно с Л. В. Далем) и в Чикаго (1893), на Скандинавской выставке в Копенгагене (1888), павильон Садоводства на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896). В камне осуществлён Народный дом в Барнауле (1898–1900, перестроен). Создал нереализованные проекты здания посольства России в Токио (1870-е гг.), Курского вокзала в Москве (1880-е гг.), корпуса Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге (1891). Также проектировал надгробные памятники, мебель, оформлял афиши, книги и журналы. Действительный член Петербургского общества архитекторов.
Был похоронен на Малоохтинском православном кладбище в Санкт-Петербурге (уничтожено в 1970-х гг.).