Россия. География транспорта. Внутренний водный транспорт
Вну́тренний во́дный тра́нспорт, один из основных видов внутрирегионального транспорта России. Речной флот России насчитывает 21 507 речных и озёрных судов (2021; 23 056 в 2019; 24 339 в 2017); около ⅔ из них самоходные. В 2021 г. (2019) общее число самоходных судов составляло 14 668 (15 895), включая 6935 (7943) нетранспортных, 3724 (3966) буксирных, 2692 (2595) пассажирских и грузопассажирских, 756 (794) сухогрузных, 561 (597) наливных.
Россия располагает одной из самых протяжённых в мире сетей внутренних водных судоходных путей: 101,6 тыс. км (2021), в том числе 50,4 тыс. км с гарантированными габаритами пути. Протяжённость внутренних водных судоходных путей со знаками судоходности уменьшилась с 68,5 тыс. км в 2005 г. до 61,5 тыс. км в 2019 г. и 60,9 тыс. км в 2021 г. В отличие от железных и автомобильных дорог, доля внутренних водных путей в Европейской части страны ниже (32 %), чем в Азиатской (68 %), что объясняется большей протяжённостью судоходных частей бассейнов рек Сибири. При этом средняя плотность сети судоходных внутренних водных путей в Европейской части России выше (6,6 км на 1 тыс. км), чем в Азиатской части (4,5 км на 1 тыс. км), из-за её обширной территории.
Наиболее протяжённой сетью судоходных внутренних водных путей обладают Дальневосточный (23 365 км; за счёт рек Лена, Амур и их притоков), Западно-Сибирский (18 352 км; Обь, Иртыш и их притоки) и Восточно-Сибирский (18 188 км; Енисей, Ангара, Лена и их притоки) экономические районы. На эти 3 региона, занимающие 75 % территории страны, приходится около 68 % совокупной длины внутренних водных путей. В Европейской части России больше всего судоходных внутренних водных путей в Северном (11 409 км; за счёт бассейнов рек Северная Двина и Печора) и Поволжском (4218 км; за счёт бассейна Волги) экономических районах.
Основные судоходные реки в Европейской части России – Волга, Ока, Кама, Вятка, Белая, Дон, Сухона, Вычегда, Северная Двина, Мезень и Печора; бассейны рек Волга и Дон соединены друг с другом и с Ладожским (через него с Балтийским морем) и Онежским (через него с Белым морем) озёрами судоходными каналами – Волго-Донским, Волго-Балтийским и Беломорско-Балтийским. В Сибири – Обь (с притоками Иртыш, Тобол и др.), Енисей, Ангара и верхнее течение Лены; на Дальнем Востоке – Лена (с притоками Витим, Вилюй, Алдан и др.), Амур (с притоками Зея и Бурея), Яна, Индигирка и Колыма.
Самые протяжённые судоходные каналы и искусственные водные пути: Волго-Балтийский путь (1100 км), Беломорско-Балтийский канал (227 км), Северо-Двинская система (130 км), канал имени Москвы (128 км), Волго-Донской канал (101 км) и Сайменский канал (43 км).
Судоходство по рекам осуществляется на севере страны с конца мая – июня по сентябрь, в среднеширотной части – с апреля – мая по октябрь – ноябрь, на юге – с февраля – марта по ноябрь – декабрь.
На российских реках и озёрах функционирует свыше 100 портов, в составе которых 521 грузовой (2021; 550 в 2017; 610 в 2015) и 439 пассажирских (2021; 475 в 2017; 534 в 2015) причалов. Для захода иностранных судов открыты 14 устьевых речных портов – Ростов-на-Дону, Астрахань, Архангельск, Санкт-Петербург, Калининград и др.
Основные порты (от верховьев до устья):
на реке Волга (с системой водохранилищ) – Тверь, Кимры, Углич, Рыбинск, Череповец, Ярославль, Кострома, Кинешма, Нижний Новгород, Чебоксары, Козьмодемьянск, Волжск, Казань, Ульяновск, Тольятти, Яблоневый Овраг, Самара, Сызрань, Вольск, Саратов, Камышин, Волгоград, Ахтубинск, Бузан, Астрахань;
на реке Ока – Серпухов, Коломна, Рязань;
на реке Кама – Березники, Пермь, Сарапул, Камбарка, Набережные Челны, Чистополь;
на реке Вятка – Киров, Вятские Поляны;
на реке Белая – Уфа, Бирск;
на реке Дон – Лиски, Волгодонск, Константиновск, Усть-Донецкий (на реке Северский Донец вблизи её впадения в Дон), Багаевская, Ростов-на-Дону, Азов;
на Волго-Балтийской системе – Вытегра, Белозерск, Череповец;
на Беломорско-Балтийской системе – Санкт-Петербург, Петрозаводск, Медвежьегорск, Повенец, Надвоицы;
на реке Северная Двина – Великий Устюг, Котлас, Архангельск;
на реке Иртыш – Омск, Тобольск, Ханты-Мансийск;
на реке Обь – Бийск, Барнаул, Новосибирск, Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск, Сергино, Салехард;
на реке Томь – Кемерово, Томск;
на реке Енисей – Абакан, Дивногорск, Красноярск, Казачинское, Лесосибирск, Туруханск, Игарка, Дудинка;
на реке Ангара – Иркутск, Свирск, Братск, Усть-Илимск, Кодинск, Богучаны;
на реке Лена – Усть-Кут (Осетрово), Киренск, Витим, Ленск, Олёкминск, Покровск, Нижний Бестях, Якутск, Сангар, Жиганск;
на реке Вилюй – Сунтар, Нюрба, Верхневилюйск;
на реке Яна – Верхоянск, Батагай, Усть-Куйга, Нижнеянск;
на реке Индигирка – Хонуу, Дружина (Белая Гора), Чокурдах;
на реке Колыма – Сеймчан, Зырянка, Среднеколымск, Черский (Зелёный Мыс);
на реке Амур – Благовещенск, Поярково, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Богородское, Николаевск-на-Амуре.
Действуют порты на Ладожском и Онежском озёрах, озере Байкал и др.
Общий объём перевалки грузов в речных портах России постепенно сокращается (млн т): 145,9 (2005), 140,0 (2010), 143,6 (2015), 138,2 (2017), 126,5 (2018), 126,5 (2019), 126,3 (2021). По грузообороту речных портов (млн т, 2020; 2019; 2018; 2013) в Европейской части России выделяются речные бассейны: Волжский (52,2; 44,6; 42,7; 59,4), Московский (15,5; 19,8; 19,5; 36,1) и Волго-Балтийский (8,4; 11,8; 14,1; 17,9); за ними следуют Камский (6,1; 5,8; 7,0; 10,5), Северо-Двинский (4,4; 3,3; 3,5; 5,3) и Азово-Донской (1,0; 0,9; 2,2; 1,4). В Азиатской части России наибольший грузооборот речных портов (млн т, 2020; 2019; 2018; 2013) у Обь-Иртышского (13,9; 16,0; 15,3; 14,1), Обского (6,5; 7,8; 7,3; …), Енисейского (6,4; 6,2; 6,1; 9,6), Амурского (4,1; 5,6; 4,0; 8,2) и Ленского (4,0; 3,8; 3,6; 5,2) бассейнов.
Крупнейшие по грузообороту речные порты (таблица) Европейской части России: Самара, Коломна (Коломенский речной порт), Череповец, Казань, Нижний Новгород, Тольятти, Чебоксары, Ярославль, Архангельск, Москва, Пермь, Саратов, Волжск, Волгоград, Бузан-порт (Астрахань), Рыбинск, Набережные Челны, Сызрань; Азиатской части России – Омск, Томск, Красноярск, Хабаровск, Тобольск, Дудинка, Благовещенск, Якутск, Усть-Кут.
Порт | Река | 2015 | 2019 | 2020 |
Архангельск | Северная Двина | 2513 | 2816 | 4148 |
Ахтубинск | Ахтуба | 206 | – | – |
Багаевская | Дон | 125 | 168 | 66 |
Барнаул | Обь | – | 440 | 376 |
Белая Гора | Индигирка | – | 84 | 70 |
Белозерск | Белое озеро | 1344 | – | – |
Березники | Кама | 1331 | – | – |
Бийск | Бия | 436 | 166 | 148 |
Бирск | Белая | 516 | 691 | 890 |
Благовещенск | Амур | 965 | 1524 | 1564 |
Бузан-порт (Астрахань) | Бузан (Волга) | 1121 | 1864 | 1642 |
Волгоград | Волга | 3755 | 2162 | 1731 |
Волгодонск | Дон | – | 95 | 154 |
Волжск | Волга | 2125 | 2458 | 1747 |
Вологда | Вологда | 6.841 | – | – |
Вытегра | Вытегра | – | 366 | 200 |
Вятские Поляны | Вятка | 93 | 53 | 18 |
Дудинка | Енисей | 2507 | 1980 | 2239 |
Зырянка | Колыма | 315 | 346 | 284 |
Иркутск | Ангара | 1146 | 183 | 269 |
Казань | Волга | 9912 | 4847 | 6765 |
Камбарка | Кама | 698 | 91 | 65 |
Камышин | Волга | 314 | 244 | 209 |
Кимры | Волга | 3917 | 2451 | 295 |
Кинешма | Волга | 306 | 416 | 336 |
Киров | Вятка | 556 | 1079 | 644 |
Козьмодемьянск | Волга | 1021 | – | – |
Коломна | Ока | 6937 | 8474 | 8477 |
Константиновск | Дон | – | 152 | 193 |
Котлас | Вычегда – Северная Двина | 192 | 528 | 263 |
Краснодар | Кубань | 1344 | 133 | 168 |
Красноярск | Енисей | 2803 | 4013 | 3985 |
Лабытнанги | Обь | 590 | 946 | 373 |
Ленинградский | Нева | 4852 | 3209 | 858 |
Ленск | Лена | 352 | 392 | 414 |
Лесосибирск | Енисей | 27 | 162 | 158 |
Лиски | Дон | 439 | 105 | – |
Северный (Москва) | Канал имени Москвы | 2624 | 3985 | 2944 |
Южный (Москва) | Москва | 371 | 731 | 818 |
Набережные Челны | Кама | 1758 | 1126 | 1056 |
Нефтеюганск | Обь | 58 | – | – |
Нижневартовск | Обь | 1030 | 797 | 824 |
Нижнеянск | Яна | – | 50 | 94 |
Нижний Новгород | Волга, Ока | 6738 | 5076 | 6780 |
Новгород | Волхов | 1092 | 129 | – |
Новосибирск | Обь | 231 | – | – |
Нюрба | Вилюй | 11 | – | – |
Олёкминск | Лена | – | 611 | 680 |
Омск | Иртыш | 6801 | 6913 | 8179 |
Пермь | Кама | 2663 | 3096 | 3835 |
Печора | Печора | 104 | 40 | 36 |
Рыбинск | Волга | 1141 | 1215 | 1159 |
Рязань | Ока | 581 | 210 | 219 |
Салехард | Обь | – | 84 | 56 |
Самара | Волга | 7644 | 6497 | 9064 |
Сарапул | Кама | 1019 | – | – |
Саратов | Волга | 3856 | 2589 | 3247 |
Свирск | Ангара | – | 278 | 328 |
Сергино | Обь | 863 | – | – |
Серпухов | Ока | 2046 | 1768 | 757 |
Сургут | Обь | 413 | 253 | 233 |
Сызрань | Волга | 429 | 984 | 1077 |
Тавда | Тавда | 13 | – | – |
Тверь | Волга | 2988 | 516 | 270 |
Тобольск | Иртыш, Тобол | 3278 | 4526 | 2258 |
Тольятти | Волга | 3040 | 4537 | 6179 |
Томск | Томь | 8191 | 7037 | 5842 |
Тюмень | Тура | 180 | 89 | 61 |
Углич | Волга | 71 | 38 | 59 |
Ульяновск | Волга | 1396 | 544 | 890 |
Уренгой | Пур | 368 | 217 | 207 |
Усть-Донецкий | Северский Донец | 542 | 380 | 463 |
Усть-Кут (Осетрово) | Лена | 978 | 1350 | 1155 |
Уфа | Белая | 1549 | 748 | 451 |
Хабаровск | Амур | 5918 | 4036 | 2509 |
Ханты-Мансийск | Иртыш | 584 | 530 | 533 |
Чебоксары | Волга | 3742 | 4402 | 6057 |
Череповец | Шексна | 1346 | 7850 | 6981 |
Чистополь | Кама | – | 172 | 260 |
Яблоневый Овраг | Волга | – | 508 | 609 |
Якутск | Лена | 2146 | 941 | 1218 |
Ярославль | Волга | 5288 | 6112 | 4865 |
Составил С. А. Тархов. Источники: Речные порты и внутренние водные пути России. Федеральный отраслевой справочник. М., 2015; 2019; 2021.
Объём грузоперевозок внутренним водным транспортом постепенно уменьшается (млн т): 134,2 (2005), 102,4 (2010), 121,4 (2015), 118,5 (2017), 116,2 (2018), 108,2 (2019), 110,5 (2021). Основные виды грузов (%, 2019): строительные материалы (51,3), нефть и нефтепродукты (17,7), зерно и продукты перемола (6,1), лесные грузы (5,4), каменный уголь и кокс (2,8).
Крупнейшими отправителями грузов (млн т, 2021) в Европейской части страны являются Татарстан (13,0), Ростовская (10,7) и Самарская (10,6) области, Карелия (6,6), Краснодарский край (6,4), Рязанская область (5,0), Пермский край (3,6), Вологодская (3,5), Нижегородская (3,4), Астраханская (3,2), Ярославская (2,9), Архангельская (2,5), Саратовская (1,9) области, Чувашия (1,9), Ленинградская область (1,5), Санкт-Петербург (1,0), Башкортостан (1,0); в Азиатской части – Красноярский край (5,4), Омская (3,4) и Иркутская (2,9) области, Хабаровский край (2,3), Якутия (2,2), Ханты-Мансийский автономный округ (1,9), Новосибирская (1,4) и Томская (1,2) области.
Внутренний водный транспорт является важным элементом смешанных перевозок «река – море» при северном завозе грузов в небольшие порты рек Крайнего Севера (Нарьян-Мар на Печоре, Лабытнанги на Оби, Дудинка и Игарка на Енисее, Хатанга на Хатанге, Нижнеянск на Яне, Чокурдах на Индигирке, Черский на Колыме и др.) из морских портов Северного морского пути. Необходимые грузы перевозятся вверх по течению рек к местам добычи полезных ископаемых, а вниз в те же порты вывозится добытое сырьё. Объём перевозок грузов «северного завоза» по рекам за последние 15 лет значительно увеличился: 16,9 млн т (2021; 18,4 в 2019; 18,1 в 2010; 11,8 в 2005). Среди этих грузов доминируют: сухогрузы – 13,9 млн т (2021; 15,4 в 2019), наливные – 1,6 млн т (2021; 1,7 в 2019), лесные – 1,4 млн т (2021; 1,4 в 2019).
Число пассажиров, перевезённых внутренним водным транспортом (млн человек), в течение последних лет сокращается: 8,6 (2021), 11,1 (2019), 12,3 (2018), 12,7 (2017), 13,6 (2015), 16,1 (2010). Основные пассажиропотоки идут по рекам Волга, Северная Двина, Енисей, Амур и Лена, а также по Волго-Балтийскому пути. Среди туристических маршрутов наиболее популярны Москва – Санкт-Петербург и Москва – Астрахань. Для иностранных туристических судов открыт маршрут из Санкт-Петербурга через Ладожское и Онежское озёра, Беломорско-Балтийский канал с выходом в Белое море, а по Волго-Балтийскому пути из Санкт-Петербурга – в Белозерск. Крупнейшими отправителями пассажиров (тыс. человек, 2021) в Европейской части страны являются Самарская (1129) и Волгоградская (702) области, Башкортостан (430), Московская область (421), Татарстан (402), Архангельская (393), Ярославская (328), Ростовская (310), Нижегородская (305) области, Пермский край (304), Ленинградская (219), Калининградская (174) области, Марий Эл (170); в Азиатской части – Красноярский край (733), Тюменская область (385), Ханты-Мансийский автономный округ (267), Новосибирская (217) и Иркутская (211) области, Якутия (176), Хабаровский край (165).