Риветт Жак
Риве́тт Жак, Жак Пьер Луи Риветт (Jacques Pierre Louis Rivette) (1.3.1928, Руан – 29.1.2016, Париж), французский кинорежиссёр, кинокритик, сценарист, актёр.
Родился в семье фармацевтов. Получил образование в лицее Пьера Корнеля. Прочитав книгу Ж. Кокто о съёмках фильма «Красавица и чудовище», решил заняться производством фильмов. В 1948 г. снял в Руане первую ленту «В четырёх углах» («Aux Quatre Coins», короткометражная).
В 1949 г. переехал в Париж. На показах во Французской синематеке познакомился с Ж.-Л. Годаром, Ф. Трюффо и Э. Ромером. В 1950 г. они вместе основали La Gazette du cinéma («Киногазету», ежемесячная, всего вышло 5 номеров). С 1953 г. писал критические статьи в Cahier du Cinéma, в 1963–1965 гг. – главный редактор журнала. В качестве оператора участвовал в короткометражных фильмах «Визит» («Une visite») Трюффо, «Беренис» («Bérénice») Ромера, оба фильма – 1954 г., «Крейцерова соната» («La sonate à Kreutzer») Ромера, 1956 г.
Поставил короткометражные фильмы: «Кадриль» («Le Quadrille», 1950), «Дивертисмент» («Le Divertissement», 1952), «Проделка пастуха» («Le Coup du berger», 1956).
Работал ассистентом режиссёров: Ж. Беккера («Али-Баба и сорок разбойников», «Ali Baba et les 40 voleurs», 1954), Ж. Ренуара («Французский канкан», «French Cancan», 1955).
В его первом полнометражном фильме («Париж принадлежит нам», «Paris nous appartient», 1957–1958) затронуты проблемы взаимодействия театра и кино; фантазия, актёрская импровизация сочетаются с исторической подоплёкой. «...Его дебютный полнометражный фильм – идеальный фильм. Если это точка входа в особый мир кино, то "Париж принадлежит нам" действительно является идеальной первой работой Риветта, речь идёт о самом необычном – и, на мой взгляд, радикальном – французском фильме того времени. <…> Тем не менее, в нём есть много элементов, благодаря которым "новая волна" [«Новая волна»] получила своё название: малобюджетность; натурная съёмка (правда, без синхронизации звука); неклассическая повествовательная форма; эксперименты с различными эстетическими приёмами; интерес к точному определению социальных, культурных и моральных проблем современности. Всё это происходит в типичном французском мегаполисе и отчасти связано с ним» (Ford H. Paris nous appartient // Senses of Cinema).
В 1965 г. снял антиклерикальный фильм «Монахиня» («La Religieuse») по одноимённому роману Д. Дидро. Фильм был осуждён католической церковью и запрещён к прокату. А. Мальро (министр культуры Франции в 1959–1969) выступил в защиту фильма и разрешил показ на Каннском кинофестивале в 1966 г. Лента, номинированная на Золотую пальмовую ветвь, вышла в прокат в 1967 г.
В фильме «Безрассудная любовь» («L'Amour fou», 1969), снятом без сценария и чёткого распределения ролей, Риветт продолжает размышлять на тему связей между театром, кино и жизнью.
В 1970 г. режиссёр снял в стиле «синема-верите» фильм (хронометраж 12 ч 56 мин) «Аут 1: Не прикасайся ко мне» («Out 1: Noli me tangere») по трилогии «История тринадцати» из «Этюдов о нравах» – 1-й части «Человеческой комедии» О. де Бальзака. В фильме поднимается тема тайного общества, обладающего почти магической властью над людьми. В 1972 г. вышла прокатная версия (4 ч 13 мин) фильма под названием «Аут 1: Призрак» («Out 1: Spectre»). Риветт демонстративно игнорировал ограничения кинопрокатной системы, показывая их искусственность и ограниченность.
Лента «Селин и Жюли совсем заврались» («Céline et Julie vont en bateau», 1974; приз Международного кинофестиваля в Локарно, в том же году) построена на игре фантазии и реальности, мечты героев вступают в конфликт с действительностью.
Риветт экранизировал литературные произведения: «Грозовой перевал» по мотивам одноимённого романа Ш. Бронте («Hurlevent», 1985), «Очаровательная проказница» по повести О. де Бальзака «Неведомый шедевр» («La Belle Noiseuse», 1991; Гран-при Каннского кинофестиваля, в том же году).
Среди других фильмов: «Дуэль» [«Duelle» («Une quarantaine»), 1976], «Норуа» [«Noroît» («Une vengeance»), 1976], «Северный мост» («Le Pont du Nord», 1981), «Поверженный ангел, или Любовь на траве» («L’Amour par terre», 1984), «Банда четырёх» («La bande des quatre», 1988; премия ФИПРЕССИ Берлинского кинофестиваля, 1989), «Верх, низ, хрупко» («Haut, bas, fragile», 1995), «Тайная защита» («Secret défense», 1998), «Попробуй узнай» («Va savoir», 2001), «История Мари и Жюльена» («Histoire de Marie et Julien», 2003), «Не трогай топор» («Ne touchez pas la hache», 2007), «36 видов с пика Сен-Лу» («36 vues du Pic Saint Loup», 2008).
Режиссёрский стиль Риветта – сочетание эстетики театра, приёмов документального и игрового кино. В фильмах используются элементы сюрреализма, абсурдизма. Используя сцены из театральных постановок, режиссёр показывал условности кинематографа, похожего на театр движущихся теней. Документализм подчёркивал отличительную особенность кино – способность непосредственно воспроизводить окружающую реальность – свойство, которого лишён театр. Режиссёр увлекался идеями французского документалиста Ж. Руша, был близок к направлению «синема-верите», основанному на принципе Дзиги Вертова снимать «жизнь врасплох». Этот принцип съёмки породил импровизационность в актёрской игре и сюжетосложении в кинематографе Риветта.
Нередко в фильмах режиссёра осмысляются традиции французского классического театра, режиссёр многократно показывал репетиции постановок пьес П. де Мариво, Ж. Расина, П. Корнеля и других драматургов, тем самым усложняя нарратив и обнажая его искусственность.
В течение многих лет Риветт работал с одними и теми же актёрами: Бюль Ожье, Жюльет Берто, Жан-Пьер Кальфон, Эрмин Карагёз, Сандрин Боннер, Эммануэль Беар, Дж. Биркин.
Почётный приз Международного кинофестиваля в Локарно за вклад в киноискусство (1991).