Рей Абель
Рей Абе́ль (Abel Rey) (29.12.1873, Шалон-сюр-Сон – 13.1.1940, Париж), французский эпистемолог и историк науки, один из родоначальников французской исторической эпистемологии. Был сторонником «абсолютного позитивизма», считал, что философия должна стать «научной философией», т. е. общим мировоззренческим синтезом данных позитивных наук. В рамках позитивизма Рей обосновывал возможность эпистемологии как «науки о науках», как позитивной науки, для которой эмпирическим материалом является история научной мысли.
Биография
Рей родился в 1873 г. в Бургундии. Получил высшее образование как в области философии, так и в области естественных наук. Слушал лекции по философии в Сорбонне, посещал лекции по математике А. Пуанкаре и работал в физических лабораториях у Э. Бути и Г. Липпмана.
Прошёл конкурс агрегации в 1896 г., после чего преподавал философию в провинциальных лицеях. Опубликовал несколько учебных пособий по моральной и научной философии (Rey. Éléments de philosophie scientifique ... 1903; Rey. Leçons élémentaires de psychologie ... 1903; Rey. 1909).
В 1907 г. получил степень доктора в области гуманитарных наук за диссертацию, написанную под руководством Э. Бутру, посвящённую рассмотрению дискуссий о фундаментальных вопросах устройства природы среди современных физиков («La théorie de la physique chez les physiciens contemporains», 1907). В этой работе Рей анализирует и классифицирует теоретические убеждения физиков, выделяя 3 основные позиции: сторонников энергетических теорий, которые кладут в основу своих построений понятие «энергия» и отвергают атомизм, критически настроенных последователей конвенционализма Пуанкаре и сторонников механицизма и атомизма, которые редуцируют материю к простым элементам и их движениям. Философским аспектам физических теорий того времени была посвящена и его дополнительная диссертация «Энергетическое и механическое миропонимание с точки зрения теории познания» («L'énergétique et le mécanisme au point de vue des conditions de la connaissance», 1907), которая была переведена на русский язык в 1910 г. В этой работе он формулирует натуралистическую теорию познания и обосновывает, что механицизм лучше соответствует основным психологическим законам познания, нежели энергетические теории.
После защиты диссертации А. Рей поступил на работу в Университет Бургундии (Дижон), где основал лабораторию экспериментальной психологии. В 1908 г. опубликовал монографию «Современная философия», а в 1909 г. – статью «К абсолютному позитивизму». В этих публикациях Рей усиливает свои позитивистские позиции и декларирует приверженность «научной философии».
Во время Первой мировой войны был призван на фронт. После войны, в 1919 г., А. Рей возглавил кафедру истории и философии наук в Сорбонне, заняв место скончавшегося Гастона Мило.
В Париже проявил себя как неутомимый организатор.
Сотрудничал с Международным центром cинтеза Анри Берра, где возглавлял секцию общего синтеза (франц. Synthèse general). Участвовал в регулярных коллоквиумах Центра синтеза, выступал в программах, проводимых Анри Берром на парижском радио. В рамках серии «Эволюция человечества» многотомного издания «Библиотека исторического синтеза» под руководством Анри Берра Рей опубликовал пятитомный обзор развития математики, естествознания и техники в Древней Греции (La science dans l’Antiquité. 5 vol. 1930–1946).
В начале 1930-х гг. он вместе с Э. Мецжер организовал Французскую группу историков науки, а также инициировал создание в Сорбонне новой научно-образовательной структуры – Института истории науки. Институт был основан в 1932 г., а с 1933 г. получил название «Институт истории науки и техники». А. Рей ставил своей задачей обеспечить координацию и распространение исследований в области истории науки, сделать институт местом, где философы и историки будут работать в непосредственном контакте с учёными – представителями разных естественно-научных дисциплин. Институт стал первым местом во Франции, где можно было получить специализированное образование в области истории науки, в нём читались лекции по разным аспектам общей истории науки и техники, среди преподавателей были сам А. Рей, А. Койре, Э. Мецжер и другие.
В эти же годы он руководил книжной серией «История науки» в рамках серии об актуальных тенденциях науки и индустрии («Actualités scientifiques et industrielles») издательства Hermann, книжной серией «Тексты и переводы для истории современной мысли» в издательстве Alkan, серией «Коллективный синтез» издания «Библиотека исторического синтеза» издательства Albin Michel.
Последним академическим проектом А. Рея стало участие в подготовке и издании 1-го, вводного тома «Французской энциклопедии», посвящённого «ментальному инструментарию» (франц. l’outillage mentale), т. е. законам и эволюции мышления, языку и математике. Он был автором 1-го раздела – «От примитивного мышления к мышлению современному», в котором он анализирует различия между мышлением «примитивных» и неевропейских народов и логическим мышлением, унаследованным европейцами от греко-римской цивилизации, которое строится на ясности и точности количественных категорий.
Философские идеи
Хотя А. Рей обладал широким философским и культурным кругозором, отличным знанием разнообразных философских учений прошлого и настоящего, в своих теоретических работах он пытался добиться полного синтеза науки и философии. В эпистемологии он был последовательным натуралистом и сторонником той разновидности позитивизма, которую он называл «сциентизмом». Основным источником вдохновения для него был О. Конт, среди современников ориентиром служили математик А. Пуанкаре и физик П. Дюгем.
С одной стороны, Рей радикализировал позицию Конта и провозглашал «абсолютный позитивизм», согласно которому философия не имеет каких-либо осмысленных предмета и метода, которые отличались бы от предмета и метода позитивных наук. Философия, как стремление к максимальному обобщению известных научных фактов в виде системы природы, составляет неотъемлемую часть всякой науки, её творческую силу: «Философскую точку зрения от научной отличает только то, что первая является более общей и всегда представляется немножко в виде авантюры. Она не заботится о скрупулёзном и строгом контроле. Она везде желает видеть совокупность и иметь дело с совокупностью» (Рей. 1911. С. 251–252). При этом философская точка зрения не является прерогативой философов – это устремление ищущего и познающего человеческого разума к наиболее общему синтезу, воплощённое в первую очередь в учёном и исследователе. Таким образом, подлинная позитивная философия – это картина мира, которая конструируется совместным усилием исследователей на основании самых актуальных достижений позитивных наук.
С другой стороны, А. Рей был далёк от того, чтобы превратить философию в попытку сформулировать универсальную и внеисторичную логику, которой должен руководствоваться научный разум, на манер логических позитивистов. Он полагал, что подлинное познание логики и методологии науки происходит только через рассмотрение того, как в реальности происходит движение научной мысли: «Наука – продукт психологических и социальных факторов. Она является системой коллективных представлений. Раз наука состоит из психологических и социальных факторов, исследование этих факторов может повести нас к построению гипотезы о вероятных действиях этих факторов, т. е. о развитии науки» (Рей. 2011. С. 48). И поскольку философия должна сама быть позитивной наукой, то философское осмысление науки как формы познания может происходить только с опорой на конкретный эмпирический материал, который предоставляет история научной мысли.
Изучение законов функционирования и развития научной рациональности, с опорой на историю научной мысли, является отличительной чертой французской традиции философии науки (эпистемологии), восходящей ещё к О. Конту, но особо ярко проявившейся в 20 в. Не один Рей видел в истории науки важный источник сведений о принципах и путях развития человеческого познания. Он указывал, что унаследовал этот подход от своего предшественника – Гастона Мило (Rey. 1933. P. 14). С опорой на историю выстраивали свои эпистемологические теории Леон Брюнсвик, Эмиль Мейерсон, преемник А. Рея на кафедре в Сорбонне Г. Башляр, философским осмыслением истории науки занимались А. Койре и Э. Мецжер. Но именно Рей впервые использовал термин «историческая эпистемология», обозначив им «документированное исследование, совокупность исторических наблюдений, необходимых для построения точного обзора различных наук, позитивной науки о науках» (Rey. 1907. C. 13, цит. по Brenner. 2016. P. 160).
Подход А. Рея к истории науки нельзя назвать ни полностью презентистским, ни полностью антикваристским. Он считал, что историк должен с уважением относиться к самым абсурдным и нелогичным теоретическим построениям других эпох и культур и не приписывать мыслителям прошлого позиций и утверждений, которые не были их собственными. С другой стороны, он видел в истории мысли в первую очередь историю прогрессивного развития от форм мышления, в которых присутствуют дологические, магические и мифологические типы объяснения реальности, к современному европейскому логическому мышлению. Этот процесс прогрессивного развития ментальных инструментов познания понимался Реем в духе эволюционистских теорий адаптации мышления к окружающей среде Э. Маха. Рей полагал, что основные законы нашего познания вытекают из свойств и потребностей нашего биологического организма, наше мышление организует и усовершенствует требования нашего инстинкта. При этом он полагал, что переход от качественного осмысления мира в примитивном и мифологическом мышлении к количественным измерениям, свойственным современному научному подходу, является естественным ходом эволюции нашего разума, ведущим к более эффективному и успешному взаимодействию с окружающей средой (Рей. 2010. C. 198–200).
Влияние
Будучи достаточно известным автором в своё время, А. Рей практически забыт, ему уделяется внимание только в общих обзорах французской исторической эпистемологии.
Можно предположить, что такое положение дел является прямым следствием того, что научная философия наследует черты науки – она быстро устаревает, когда устаревают и оказываются преодолёнными научные концепции, на которых она базируется.
Тем не менее можно указать ряд областей, на которые оказали влияние деятельность и философские идеи А. Рея.
С институциональной точки зрения деятельность А. Рея оказалась очень плодотворной. Институт истории науки и техники, основанный им в 1932 г., дал начало современному Институту истории и философии науки и техники при Университете Париж I Пантеон-Сорбонна и Центре национальных исследований Франции. В настоящее время его возглавляет Пьер Вагнер.
Кафедру А. Рея в Сорбонне унаследовал Гастон Башляр, у которого Рей был соруководителем диссертации вместе с Л. Брюнсвиком. После Башляра кафедру занимал эпистемолог Ж. Кангилем, учитель М. Фуко. Поскольку традиция французской исторической эпистемологии связывается с последовательной линией интеллектуального наследия «Башляр – Кангилем – Фуко» (Соколова. 2019. С. 160), эта линия несомненно может быть расширена до А. Рея и именно его можно считать основателем программы французской исторической эпистемологии (Соколова. 2019. С. 161; Brenner. 2016).
Хотя философские позиции А. Рея были далеки от идей логических позитивистов, его диссертация, посвящённая дискуссиям о фундаментальной природе материи, была положительно воспринята ранними представителями этого движения и дала богатый материал для их методологических построений. По их инициативе текст был оперативно переведён на немецкий язык и опубликован в 1908 г. Позднее между австрийскими неопозитивистами и А. Реем установились дружеские связи. В частности, Рей был членом локального комитета по организации Международного конгресса научной философии в Париже в 1935 г., который проводился при участии Венского кружка, на котором присутствовала многочисленная делегация из Вены (Brenner. 2018. P. 89).