Конвенционализм
Конвенционали́зм (от лат. conventio – соглашение), направление в философии науки, согласно которому в основе научных теорий лежат явные или неявные соглашения (конвенции) учёных относительно понятий, определений, аксиом, гипотез и т. д., причём выбор соглашений регулируется соображениями удобства, целесообразности, простоты, эстетического совершенства и др.
Основоположником конвенционализма считается А. Пуанкаре. Исходя из применения аксиоматического метода в ряде математических дисциплин, он пришёл к выводу о том, что аксиомы – продукты соглашений, не имеющие опытного происхождения, их выбор обусловлен лишь соображениями продуктивности математических доказательств. Эта идея была затем распространена им на область естествознания.
Представители аналитической философии выступили с обоснованием конвенционализма в сфере логики. Р. Карнап сформулировал т. н. принцип терпимости, согласно которому в основу научной теории можно положить любую систему аксиом; обязательно лишь явное указание синтаксических правил построения той или иной логической системы. Обобщённый, или «радикальный», вариант конвенционализма был предложен К. Айдукевичем, утверждавшим, что конвенционален выбор всего понятийного аппарата научной теории, при помощи которого интерпретируются данные опыта и строится картина мира. К. Поппер считал, что конвенциями определяется множество «базисных предложений» опыта, которыми могут опровергаться эмпирические гипотезы. Согласно И. Лакатосу, пока увеличивается эмпирическое содержание теории (научной программы), возможные опровержения не затрагивают её базисных конвенций; если же этот рост замедляется или приостанавливается, базисное ядро конвенций может быть отвергнуто или заменено.
Для большинства концепций конвенционализма характерно признание того, что конвенции в науке заключаются учёными, образующими элитную группу и формирующими мнения и принципы деятельности научных сообществ. Благодаря этому принятые конвенции выступают в качестве критериев научной рациональности. Изменение конвенций влечёт за собой переход к иному типу научной рациональности. Поэтому важнейшей темой философии науки является выяснение объективных и субъективных причин такого изменения, т. е. системный анализ контекста развития науки.