Пумпянский Михаил Аркадьевич
Пумпя́нский Михаи́л Арка́дьевич (октябрь 1878, Ковно Ковенской губернии, Российская империя, ныне Каунас, Литва – 1950-е гг., место смерти неизвестно), российский певец (драматический тенор), педагог.
В 1895–1900 гг. работал конторщиком в Варшаве. В 1900–1905 гг. обучался пению в Милане. В 1905–1915 гг. работал агентом по сборке металлов. С 1915 г. выступал в московской Опере С. И. Зимина, а также в концертах (с басом Н. И. Сперанским и баритоном Н. Д. Вековым). Солист Московской передвижной оперы (1918–1919), Малой государственной оперы (Москва, 1919–1920), московского Театра музыкальной драмы (1921–1922), Большого театра (1923–1929), Московской филармонии (1930–1932).
Среди лучших партий: Герман («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Садко (одноимённая опера Н. А. Римского-Корсакова), Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини). Исполнял партию Самозванца в новой постановке оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского на сцене Большого театра (1927, режиссёр В. А. Лосский) в ансамбле с Л. Ф. Савранским и В. М. Политковским (Борис Годунов), Н. А. Обуховой (Марина Мнишек), В. Р. Петровым (Пимен), И. П. Бурлаком (Андрей Щелкалов), Г. В. Жуковской (Ксения), В. Н. Лубенцовым (Варлаам), И. С. Козловским (Юродивый). В числе других партий, исполненных М. А. Пумпянским на сцене Большого театра: Баян и Финн («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Старый Фауст («Фауст» Ш. Гуно), Зигмунд и Вальтер («Валькирия» и «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера), Синодал («Демон» А. Г. Рубинштейна), Голицын («Хованщина» Мусоргского).
По воспоминаниям А. И. Орфёнова, М. А. Пумпянский обладал «звонким металлическим тенором несколько горлового оттенка» (Орфёнов. 2004. С. 61).
С 1933 г. преподавал в Музыкальном техникуме имени А. К. Глазунова, в 1935–1952 гг. – в Оперной студии Большого театра, в 1936–1937 гг. – в Московской консерватории.
Автор статей в газете Большого театра «Советский артист» (1939–1948).
Сохранилась запись голоса М. А. Пумпянского на грампластинке – ария Садко («Прощание с дружиной») из одноимённой оперы Н. А. Римского-Корсакова («Музтрест», 1929).