Профессиограмма
Профессиогра́мма, результат изучения и описания конкретной профессиональной деятельности. Профессии и виды профессионального труда изучают в разных отраслях науки и практики – в педагогике, экономике, социологии, менеджменте, психологии; соответственно, сведения о трудовом процессе, его особенностях фиксируются, помимо профессиограмм, в разных формах – в виде должностных инструкций, заданий, обозначения требуемых трудовых функций, профессиональных стандартов.
Термин «профессиограмма» широко использовался с начала 20 в. в рамках индустриальной психотехники. В России начала 1920-х гг. он присутствует в работах И. Н. Шпильрейна и его единомышленников (Трудовой метод изучения профессий. 1925; Шпильрейн. 1928; Геллерштейн. 1926; 1931; 2018 и др.). В прикладной психологии профессиограмма была результатом процесса изучения и описания профессиональной деятельности человека (профессиографии). Область индустриальной психотехники, посвящённую составлению профессиограмм, предлагалось называть также профессиоведением, т. к. дело не ограничивалось только описанием доступных наблюдателю компонентов труда, но включало в себя анализ, а также психологическую и психофизиологическую их интерпретацию, направленную на выявление совокупности профессионально важных качеств субъекта труда; такими качествами обозначали субъектные характеристики работника, которые способствовали или мешали достижению успеха в труде. Структурно-упорядоченные профессионально важные качества составляли т. н. психограмму личности работника. Термин «психограмма личности» ввёл в оборот немецкий психолог В. Штерн в своих первых работах, посвящённых дифференциальной психологии («Die differentielle Psychologie in ihren methodischen Grundlagen», год 1-го издания – 1911; Stern. 1921; Штерн. 1998).
В рамках индустриальной психотехники в результате профессиографирования составлялась разновидность психограммы личности, а именно частичная, срезовая психограмма личности работников разного уровня профессиональной успешности (подробнее см.: Штерн. 1998; Носкова. 1997; Носкова. 2008). Профессиограмма является основой для решения прикладных задач, которыми занимаются современные психологи труда, организационные психологи, инженерные психологи и эргономисты, т. к. воздействие на работающих людей не может быть адекватным и эффективным без учёта выполняемых ими трудовых функций и особенностей психических процессов, с помощью которых достигаются трудовые результаты. Такой вывод строится из предположения о существовании закономерных связей между содержанием и характеристиками внешней предметной деятельности человека и своеобразием его психических действий, выполняемых во внутреннем плане и недоступных для непосредственного изучения объективным наблюдателем. В российской психологической науке (А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, и др.) разрабатывались идеи о единстве сознания и деятельности человека, соответствии структуры его внешней предметной деятельности и внутренней психической деятельности, о своеобразии высших психических функций человека, обусловленных используемыми орудиями труда, нормами и правилами, зафиксированными в истории цивилизации, культуры с помощью системы знаков (Рубинштейн. 1959; Леонтьев. 1972; Ломов. 1981).
Содержание профессиограммы включает указание на продукт труда, который создаёт профессионал (продукт, который должен обладать заданными, ожидаемыми полезными свойствами), предметное содержание деятельности, используемые орудия, условия труда, состав трудовых функций (обязанностей, трудовых задач, компетенций), описание и характеристику трудовых действий, с помощью которых решаются трудовые задачи, требования к квалификации и субъектным качествам работника (психограмма). Профессиограмма обычно также содержит указание на возможные риски, потенциально вредные факторы труда, источники стресса, утомления, описание штатных и нестандартных профессиональных ситуаций и др.
Цели составления профессиограммы (профессиограмма может быть многоцелевой): ориентировочная, на начальном этапе изучения нового вида трудовой деятельности, (Иванова. 2006) либо отражающая целенаправленное изучение профессии. В зависимости от прикладной цели более глубоко и подробно рассматриваются разные компоненты труда, профессиональные ситуации, субъектные качества работника. Типичные цели составления профессиограммы: проектирование и внедрение новых видов труда, орудий труда, технологий, рационализация существующих форм трудовой деятельности (Мейстер. 1979; Анализ заданий. 1991; Мунипов. 2001); выявление источников развития неблагоприятных функциональных состояний работников (Леонова. 2015); профориентация и профотбор (Геллерштейн. 1926; Информационно-поисковая ... 1972; Климов. 2004; Кулагин. 1984 и др.); определение содержания программ профессионального обучения и развития профессионально-важных качеств (Геллерштейн. 1926; Шадриков. 1979; Носкова. 1997; Носкова. 2004 и др.).
Методы составления профессиограммы разнообразны, т. к. весьма различны объекты, подлежащие изучению и описанию. К ним относятся: методы анализа технической документации, наблюдения, «фотография» рабочего дня (фиксация всего разнообразия видов трудовой активности работника в течение рабочей смены с указанием длительности каждого вида профессионального поведения, последовательности их чередования и возможного одновременного выполнения), хронограммы, фотография и видеосъёмка, метод алгоритмического описания деятельности (логико-вероятностное описание), метод анализа продуктов деятельности (в том числе рекордов и ошибок), метод критических инцидентов, опрос, анкетирование, интервью, беседа, психосемантические методы, метод клайк-анализа, биографический метод, трудовой метод и пр. (Абдуллаева. 2016; Геллерштейн. 1926; Анализ заданий. 1991; Зараковский. 1966; Климов. 1997; Носкова. 2004; Стрелков. 2001; Трудовой метод изучения профессий. 1925 и др.).