Проектная организационная структура
Прое́ктная организацио́нная структу́ра, разновидность организационной структуры управления (ОСУ), основанная на создании вре́менных подсистем внутри организации для решения конкретной поставленной задачи (разработка проекта и его реализация).
Под организационной структурой управления в менеджменте понимают упорядоченную совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Таким образом, ОСУ – это форма распределения необходимых для работы компании действий между составляющими её частями, подразделениями и сотрудниками, а также построение связей руководства и подчинения между ними, что формирует уровни (иерархию) управления.
Основные элементы ОСУ:
подразделения (звенья) – должностные позиции сотрудников или их функционал в ОСУ;
уровни управления – положение подразделений в иерархии управления по отношению к вышестоящему лицу и своим подчинённым;
связи (как правило, вертикальные и горизонтальные) – представление о функциональном регламентированном взаимодействии подразделений.
В бизнес-литературе 21 в. под проектом подразумевается такое вре́менное предприятие, которое сформировано с целью создания уникального товара, услуги или результата. Данное обозначение было предложено американским Институтом управления проектами (A guide to the project management body of knowledge. 2008) и закреплено в соответствующем своде знаний по управлению проектами (Project Body of Knowledge). Любой проект имеет следующие определяющие характеристики:
ограниченность во времени: у проекта есть дата и время начала и конца, что выделяет конкретный проект из рамок общей рутинной работы предприятия;
уникальность результата проекта: проект отличается от всех прочих продуктов операционной деятельности предприятия, направленной на максимальную стабильность и стандартизированность;
результат проекта позволяет достичь некоторой поставленной предприятием цели (как правило, это либо решение проблемы, либо наиболее эффективное использование ресурсов в благоприятных условиях для создания конкурентного преимущества).
У организаций часто возникает потребность быстро отреагировать на изменения внешней среды, вследствие чего традиционные ОСУ (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная и их разновидности), ориентированные на повышение эффективности операционной деятельности, утрачивают актуальность. В частности, если компании нужно реализовать проект, который, с одной стороны, затрагивает множество технических, экономических, социальных и других проблем, а с другой – требует включения в процесс различных функциональных и линейных подразделений, то для этого создаётся соответствующая проектная структура управления. Если соответствующие изменения организационной структуры не проводятся, то проект воспринимается сотрудниками как чужеродный элемент, провоцирует стрессовые ситуации из-за необходимости выхода за рамки рутинной работы, а также требует гораздо больше сил проектной команды в целом, чем в случае, когда проектная деятельность для организации является нормой.
Таким образом, под проектной структурой управления принято понимать вре́менную организацию, которая создаётся для решения конкретной комплексной задачи в рамках имеющихся ресурсов (материальных, временны́х и трудовых) и с результатом определённого уровня качества. В команду проекта входят специалисты из различных подразделений. После окончания проекта такая структура расформировывается, сотрудники возвращаются к своим регулярным обязанностям (или увольняются из компании, если они выполняли работу по контракту). Одной из наиболее распространённых разновидностей проектной структуры является матричная ОСУ. Тем не менее проектная организация по характеристикам не совпадает полностью с матричной: первая концентрирует основные функции бизнеса внутри отдельных проектов, тогда как вторая распределяет их и по проектам, и по функциональным линиям.
Ускорение изменений внешней среды и, соответственно, повышение требований к сокращению производственного цикла для компаний приводят к формированию нового типа компаний – проектной организации (Project Based Organisation), основные особенности которой описал британский исследователь М. Хобдей (Hobday. 2000. P. 871–893). В такой фирме проект используется как основная форма организации производства, разработки инноваций и создания конкурентного преимущества. Традиционными примерами проектных организаций являются киностудии, консалтинговые агентства, поставщики юридических, инженерных и маркетинговых услуг. Административные подразделения этих компаний играют роль распорядителей ресурсов (бюджета), однако руководители проектов и проектных групп основные решения принимают в рамках реализации своего проекта. По завершении проектов компании такого типа накапливают ресурсы, знания и возможности.
По своему устройству проектные организации подходят главным образом для небольших фирм, которые могут быстро подстроиться под нужды клиентов. Однако даже внутри крупных организаций проект может использоваться для выполнения нестандартной задачи (например, НИОКР) или создания и проведения рекламной кампании для новой продуктовой линейки.
По типу поведения при разработке нового продукта организационная структура может быть функциональной, слабой (обладающей в большей степени характеристиками функциональной) или сильной (обладающей в большей степени характеристиками проектной) матричной, а также проектной. Первые два типа характеризуются ограниченной властью и незначительной ролью проектных менеджеров, которые в последнюю очередь влияют на распределение ресурсов. В организациях третьего и четвёртого типов такие менеджеры обладают значительными полномочиями и играют ключевую роль в иерархии управления компанией, их мнение имеет большое значение при распределении ресурсов.