Предназначение человека
Предназначе́ние челове́ка, цель и смысл человеческого существования, определение которых зависит от метафизических и антропологических предпосылок. Представления о том, в чём состоит предназначение человека, имплицитно содержатся в работах философов всех эпох и культурных традиций. В качестве самостоятельного понятия появляется в середине 18 в. и восходит к названию работы одного из представителей философии немецкого Просвещения И. И. Шпальдинга «Размышление о предназначении человека» («Die Betrachtung über die Bestimmung des Menschen», 1748). Это сочинение пользовалось большой популярностью на протяжении всей 2-й половины 18 в., породив многочисленные дискуссии по вопросу предназначения человека и став одной из ключевых программных идей философии немецкого Просвещения. Ответы на вопрос о том, каково же подлинное предназначение человека, давали такие представители т. н. популярной философии, как М. Мендельсон, Г. Э. Лессинг, Т. Аббт, И. Г. Гердер, И. В. фон Гёте, Ф. Шиллер, И. Кант, И. Г. Фихте и др.
«Размышление о предназначении человека» И. И. Шпальдинга
Первое издание работы «Размышление о предназначении человека» вышло в 1748 г. анонимно и содержало всего 26 страниц. Впоследствии оно претерпело множество переизданий. Шпальдинг расширял каждое последующее издание, добавляя новые разделы. Одиннадцатое и последнее прижизненное издание 1794 г. составляло уже 244 страницы. Начиная с 1763 г. (7-е издание) книга выходит с указанием автора и с названием – «Предназначение человека». Наряду с официальными авторизованными переизданиями, существовали и копии этой работы. Текст переводился на другие языки (французский, нидерландский, латинский, шведский, чешский, русский) и был хорошо известен за пределами Германии.
Основной вопрос всей работы формулируется Шпальдингом в самом начале «Размышления...»: «…почему я здесь и кем я в соответствии с разумом должен быть»? Основной метод, который применяет Шпальдинг, – метод интроспекции (самонаблюдения). При этом исходной посылкой сочинения «Размышление...» оказывается факт сотворения человека Богом, не поддающийся сомнению. Человек представляет собой творение Бога. Бог ничего не делает напрасно. Следовательно, у человека, как отдельного вида сотворённого, имеется определённое предназначение, совпадающее с замыслом Бога о человеке. Постичь это предназначение можно путём тщательного анализа и наблюдения за чувствами, стремлениями и задатками, имеющимися в каждом человеке. Шпальдинг выделил два основных стремления в душе человека – стремление к счастью и стремление к нравственности. Они представляются неразрывно связанными друг с другом в замысле творения. Это даёт Шпальдингу основание утверждать, что человек призван к возрастанию в нравственности и это должно приводить его к подлинному счастью. Важным при этом оказывается, что возрастание в добродетели возможно для человека ввиду наличия в нём определённого задатка к добру, заложенного самим Богом. Такой взгляд кардинально отличается от антропологии лютеранской ортодоксии, в соответствии с которой человеческая природа представляется как в корне своей испорченная первородным грехом и не содержащая в себе ничего благого. Представляемый Шпальдингом взгляд на человеческую природу во 2-й половине 18 в. получил широкое распространение в среде немецких просветителей, став структурообразующим компонентом как философских, так и теологических размышлений, что ознаменовало собой переход от пессимистической антропологии Лютера к оптимистической антропологии Просвещения. Ещё одна важная черта работы «Размышление...» – это выделения в качестве отличительной особенности человека стремления к нравственному росту (а не способности к познанию, что́ было характерно для предшествующей философии Нового времени).
Дискуссии о предназначении человека во 2-й половине 18 в. в Германии
В ответах на вопрос о предназначении человека, представляемых немецкими философами и теологами 2-й половины 18 в., сохраняются основные положения работы «Размышление...» Шпальдинга: вера в сотворение человека Богом; отождествление предназначения человека с Божественным замыслом о человеке; выделение нравственного совершенствования в качестве основной задачи человека и свойства, отличающего его от других творений; связанное с этим обращение от сферы теоретической философии, занимающейся вопросами познания, к сфере философии практической. Вопрос о предназначении человека связывался с вопросом о сущности и объёме просвещения. Существенные расхождения наблюдались в отношении вопроса о том, имеет ли своё предназначение каждый отдельный индивид или же предназначение имеет лишь весь человеческий род. Первый взгляд был более распространённым. Наиболее последовательно его отстаивал М. Мендельсон (1729–1786). Противоположную точку зрения выражал Т. Аббт (1738–1766). Встречались также и попытки примирения этих двух точек зрения (например, Г. Э. Лессинг и И. Кант).
Кант полагал, что человек является целью самой по себе. Это утверждение встречается в его работе «Критика практического разума» (1788). В работе «Критика способности суждения» (1790) этот взгляд нашёл своё дальнейшее развитие. Человек прямо определяется им как «конечная цель». Причиной этому – наличие у человека свободы воли и, как следствие, – его способность быть моральным. Моральность – та черта, которая отличает человека от других существ. Моральное поведение – обязанность, налагаемая на человека моральным законом. Предназначение человека заключается в моральном возрастании.
Кульминации дискуссии о предназначении человека достигают в работе И. Г. Фихте «Назначение человека» («Die Bestimmung des Menschen», 1800). Как и Кант, Фихте был уверен в том, что именно свобода воли является отличительной чертой человека. Единственное предназначение человека и цель его существования заключается в том, чтобы нравственно действовать, чтобы прислушиваться и повиноваться голосу совести. С начала 19 в. интерес к проблематике предназначения человека резко идёт на спад.