Правило Тейлора
Пра́вило Те́йлора (англ. Taylor rule), правило денежно-кредитной политики, которое определяет, на сколько необходимо изменить процентную ставку в случае отклонения инфляции от целевого уровня и/или изменения разрыва выпуска.
Правило денежно-кредитной политики, которое впоследствии экономисты стали называть «правилом Тейлора», было предложено профессором экономики Стэнфордского университета Дж. Тейлором в статье 1993 г. «Discretion versus policy rules in practice» (Taylor. 1993). Это простое описание действий центрального банка, которое стало активно использоваться при построении динамических моделей общего равновесия. В период с середины 1980-х до начала 1990-х гг. правило Тейлора достаточно точно описывало действия Федеральной резервной системы (ФРС) США.
Обычно правило Тейлора записывают в виде:
где – это номинальная ставка процента (в статье Тейлора это была ставка процента по федеральным фондам в США);
– равновесная реальная ставка процента (в статье Тейлора предполагалась равной 2 %);
– сложившийся в экономике темп инфляции (в статье Тейлора темп инфляции за последние 4 квартала в США, измеренный с помощью дефлятора ВВП);
– процентное отклонение реального ВВП Y от целевого значения Y*. Если целевое значение соответствует потенциальному выпуску, то речь идёт о разрыве выпуска. В статье Тейлора под Y* понимался тренд реального ВВП в США.
– целевой темп инфляции, установленный монетарными властями (на момент написания статьи Тейлор считал эту величину равной 2 %);
и – это коэффициенты, которые отражают, в какой степени центральный банк при принятии решения о процентной ставке ориентируется на разрыв выпуска и отклонение уровня инфляции от целевого соответственно. У Тейлора эти величины предполагались равными 0,5, хотя он и отмечал, что в эмпирических работах того времени консенсус о величине коэффициентов не был достигнут. В дальнейшем ограничение о равенстве единице суммы коэффициентов перед разрывом выпуска и отклонением инфляции от цели было ослаблено. Коэффициенты могут варьироваться в области неотрицательных значений в зависимости от того, для какой страны и какого временно́го периода оценивается правило Тейлора.
Таким образом, в соответствии с правилом Тейлора, центральному банку необходимо увеличивать номинальную ставку процента в случае, если наблюдаются положительный разрыв выпуска (реальный ВВП превышает потенциальный ВВП) или превышение фактической инфляции над целевым уровнем. Более того, правило Тейлора даёт конкретные количественные характеристики, как именно должна была поступать ФРС в той или иной ситуации. В случае если реальный ВВП и инфляция находятся на целевых уровнях, ФРС необходимо поддерживать ставку по федеральным фондам на уровне 4 %. В противном случае на каждый процентный пункт разрыва выпуска необходимо изменять целевую ставку по федеральным фондам на 0,5 процентного пункта, а на каждый процентный пункт отклонения инфляции от целевого значения – на 1,5 процентного пункта.
Правило Тейлора и его модификации широко используются на практике. Однако их применение и оценка адекватности проводимой денежно-кредитной политики на основании сравнения динамики фактической номинальной ставки процента и предсказанной правилом связано с рядом сложностей.
Вопрос о том, какой показатель использовать для измерения темпа инфляции. Тейлор использовал дефлятор ВВП. Однако в качестве целевого показателя монетарные власти обычно ориентируются на индекс потребительских цен или другие ценовые индексы (базовая инфляция, дефлятор потребительских расходов). Например, бывший председатель ФРС Б. Бернанке в своей заметке о правиле Тейлора (Bernanke. 2015) отмечает, что правило Тейлора, оценённое на данных о потребительской инфляции, лучше описывает динамику номинальной ставки процента в США в начале 2000-х гг., чем правило Тейлора, оценённое на данных о дефляторе ВВП.
Неопределённость в оценках потенциального ВВП. Это отдельная довольно сложная экономическая задача, т. к. потенциальный ВВП не наблюдается статистическими методами, а оценивается с использованием эконометрических методов. Макроэкономисты и аналитики часто получают не совпадающие друг с другом оценки текущего разрыва выпуска, причём различия могут быть не только в величине этого разрыва, но и в его направлении (знаке). Например, Ж. Гали в разделе 4.5 своего учебника (Galí. 2015) отмечает, что базовое правило Тейлора плохо описывает действия ФРС в начале 1980-х гг. из-за больших погрешностей в измерении разрыва выпуска в момент принятия решения о ставке процента.
Есть ситуации, в которых денежно-кредитные власти при принятии решений о ставке процента вынуждены учитывать прочие факторы, например, как то или иное решение отразится на стабильности финансовой системы.
На момент принятия решения о ставке центральные банки не владеют статистическими данными о макроэкономических показателях в текущий момент времени. Многие статистические данные выходят с временны́м лагом и характеризуются различной частотой публикации, в частности, дефлятор потребительских расходов становится известен примерно через месяц после окончания отчётного месяца, а первая оценка ВВП появляется через месяц после окончания отчётного квартала. Впоследствии некоторые данные неоднократно пересматриваются, например динамика ВВП. Поэтому в момент принятия решения центральный банк вынужден ориентироваться на прогнозы и экспертные оценки, которые могут с разной степенью приближения описывать фактическую и ожидаемую ситуацию в экономике.
Денежно-кредитная политика оказывает влияние на экономические показатели с временным лагом. Поэтому возникает вопрос о том, должен ли центральный банк, принимая решения по ставке, ориентироваться на текущие или ожидаемые в будущем показатели инфляции и разрыва выпуска. Именно поэтому в современных моделях общего равновесия для описания действий денежно-кредитных властей используется модификация правила Тейлора, в которой текущая ставка процента зависит от будущих значений инфляции и разрыва выпуска (см. например, гл. 11 учебника Romer. 2012).
Таким образом, вопрос практического использования оригинальной версии правила Тейлора и его модификаций не является столь однозначным и простым, как может показаться на первый взгляд. Вместе с тем правило Тейлора стало удобным и широко используемым инструментом как среди экономистов, так и среди центральных банков, а его многочисленные модификации (подробнее см. Правило денежно-кредитной политики) являются неотъемлемым элементом современных экономико-математических моделей, включающих блок денежно-кредитной политики.