Бультман Рудольф
Бу́льтман Ру́дольф, Рудольф Карл Бультман (Rudolf Karl Bultmann) (20.8.1884, Вифельштеде, близ Ольденбурга – 30.7.1976, Марбург), немецкий лютеранский богослов, представитель диалектической теологии.
Изучал теологию в университетах Тюбингена, Берлина, Марбурга. С 1916 г. – профессор в Бреслау (Вроцлав), с 1920 г. – в Гисене. В 1921–1951 гг. – профессор Марбургского университета, один из крупнейших исследователей Нового Завета.
Бультман полагал, что о Боге как «совершенно ином» человек знать ничего не может; основным предметом познания является определяемое Богом человеческое существование в мире: говорить о Боге можно, только говоря о человеке.
В работе «Новый Завет и мифология» (1941) Бультман предложил программу демифологизации, т. к. весть о Воскресении изложена в Новом Завете в форме мифологизированного дискурса, который современному человеку воспринять сложно. Но, согласно Бультману, в подобном мифологизированном дискурсе нет ничего сущностно важного для христианства, от чего было бы невозможно отказаться. Стремясь отделить сущность евангельского «возвещения» от мифов, которыми она была усложнена при устной передаче, Бультман разработал совместно с М. Дибелиусом метод формально-исторического анализа (Formgeschichte) и применил его к Новому Завету.
Бультман использовал при интерпретации Нового Завета экзистенциальную философию М. Хайдеггера, своего коллеги по Марбургскому университету в 1920-е гг. Спасение через Христа, переход к подлинному существованию достигается в ежечасном ответе человека на «керигму» (греч. ϰήρυγμα – возвещение, проповедь) о Распятом и Воскресшем Иисусе Христе, так что каждый момент человеческой жизни в «ситуации выбора» должен определяться этим «возвещением».
Концепция Бультмана, получившая широкую известность, оказалась в середине 20 в. в центре богословских дискуссий в Западной Европе и США.