Кеземан Эрнст
Ке́земан Эрнст (Ernst Käsemann) (12.7.1906, Дальхаузен, ныне в черте Бохума – 17.2.1998, Тюбинген, земля Баден-Вюртемберг, Германия), лютеранский экзегет и богослов.
Биографические сведения
Учился в гимназии г. Эссен, где познакомился с пастором В. Вайгле (1862–1932), оказавшим большое влияние на формирование основ христианского мировоззрения Кеземана. В 1925 г. начал получать теологическое образование в Боннском университете, где его руководителем и наставником был профессор церковной истории и Нового Завета Э. Петерсон, но после 1-го семестра перешёл в Марбургский университет. В 1929 г. в Кобленце Кеземан сдал первый богословский экзамен и получил место синодального викария-проповедника в г. Циверих (ныне район г. Бергхайм, Северный Рейн-Вестфалия). В 1925–1929 гг. участвовал в семинаре для проповедников в Марбургском университете под руководством Р. Бультмана и затем – в Тюбингенском университете под руководством А. Шлаттера. В 1931 г. защитил в Марбургском университете работу «Тело и Тело Христово» (Leib und Leib Christi, 1933), посвящённую экклезиологии апостола Павла, и получил степень лиценциата. В том же году Кеземан сдал 2-й богословский экзамен, был ординирован и назначен помощником проповедника и синодальным викарием в г. Бармен (ныне в черте г. Вупперталь, Северный Рейн-Вестфалия). В 1933 г. стал пастором евангелической общины в г. Гельзенкирхен (Северный Рейн-Вестфалия).
В июле 1933 г. Кеземан присоединился к движению «Немецкие христиане» (Deutsche Christen) – праворадикальному крылу немецких протестантов, поддерживавших А. Гитлера. Однако вскоре, наблюдая за развитием событий в обществе и в церкви, он выступил с резкой критикой в адрес главы «Немецких христиан» рейхсепископа Л. Мюллера, обвинив его в предательстве Евангелической церкви. В ответ епископ сам обвинил Кеземана в предательстве и рекомендовал властям поместить его в концентрационный лагерь. В сентябре 1933 г. Кеземан, отказавшись от сотрудничества с прогитлеровскими силами, вступил в основанную пастором М. Нимёллером организацию «Чрезвычайная пасторская лига» (Pfarrernotbund). В 1934 г. он вместе со своими сторонниками из объединения «Исповедующая церковь» (Bekennende Kirche) во время богослужения изгнал из церкви прихожан – членов движения «Немецкие христиане», сопроводив эту акцию проповедью на слова пророка Иеремии: «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте» (Иер 7:3). Хронологически это было первое публичное изгнание нацистов из протестантской общины, и только благодаря вмешательству полиции Кеземану и его сторонникам удалось избежать расправы.
Годом позже за проповедь, в которой он противопоставлял стремление найти опору в земных ценностях самоотверженному следованию за Христом из темницы этого мира в мир, не принадлежащий человеку, Кеземан был осуждён церковной общественностью и призван к примирению с властями. В 1937 г. после проповеди в поддержку помещённых в концентрационный лагерь Нимёллера и 700 других пасторов Кеземан был арестован и пробыл несколько недель в тюрьме, где закончил работу над рукописью книги «Странствующий народ Божий» (Das Wandernde Gottesvolk, 1939).
В 1940 г. из-за непримиримой позиции по отношению к «Немецким христианам» Кеземан был вынужден покинуть Вестфальский синод «Исповедующей церкви». В том же году его призвали на службу в вермахт и отправили на западный фронт, откуда вскоре из-за болезни перевели в Париж телефонистом. В феврале 1941 г. по требованию прихожан его демобилизовали, но в 1943 г. призвали вновь, на этот раз в Грецию в качестве артиллериста. Однако вскоре он был признан негодным для этой службы и переведён в интендантскую часть. В 1944 г., при отступлении немецких войск из Греции, Кеземан был легко ранен. После выздоровления его вновь отправили на фронт. В марте 1945 г. он был взят в плен американскими войсками и направлен в лагерь для военнопленных у г. Бад-Кройцнах, где оставался до окончания Второй мировой войны 1939–1945.
По возвращении он с 1946 г. преподавал в Майнце, с 1951 г. – в Гёттингене. К этому времени относится его публичная полемика с Р. Бультманом о проблемах исторической реконструкции новозаветной истории. С 1959 г. и до выхода на пенсию в 1971 г. Кеземан преподавал в Тюбингене. В этот период он занимался преимущественно исследованиями Евангелия от Иоанна и богословия апостола Павла.
Помимо преподавательской и литературно-богословской деятельности Кеземан активно участвовал в работе ряда международных организаций: Международной религиоведческой академии (Académie Internationale des Sciences Religieuses), Общества библейской литературы и экзегетики (Society of Biblical Literature and Exegesis), был членом (с 1951) и президентом (в 1971–1972) Сообщества исследователей Нового Завета (Studiorum Novi Testamenti Societas).
В 1977 г. Кеземан пережил тяжёлую личную трагедию – гибель младшей дочери Элизабет. Работавшая с 1968 г. в Аргентине социологом, в 1977 г., через год после прихода к власти в этой стране военной хунты, она была арестована тайной полицией, подвергнута пыткам и казнена.
Широкое признание заслуг Кеземана как экзегета и богослова выразилось в присвоении ему звания почётного доктора университетов Марбурга, Дарема, Эдинбурга, Осло и Йельского университета. Он был награждён медалью Бёркитта Британской академии за библейские исследования (Burkitt Medal for Biblical Studies, 1971), медалью гражданина г. Тюбинген (1977) и богословской премией общины г. Зексау (Sexauer Gemeindepreis für Theologie, 1985).
Научная деятельность
На ранние работы Кеземана оказал влияние его учитель Р. Бультман. Так, в работе «Тело и Тело Христово» он следует выводам Бультмана в области антропологии и сотериологии апостола Павла. В дальнейшем, приблизительно с 1953 г., пути теологов разошлись. Кеземан не разделял скепсиса Бультмана относительно исторической достоверности евангельских свидетельств об Иисусе Христе и сформулировал важные выводы о значении истории для экзегетики и богословия. Если Бультман настаивал, что историческая реконструкция обстоятельств земной жизни Иисуса невозможна, поскольку тексты Нового Завета содержат для этого недостаточно материала, то Кеземан считал необходимым вернуть в круг обсуждаемых вопросы об исторически надежной реконструкции земной жизни Иисуса и о её значении для богословия. Его позиция в целом шла вразрез с распространённым в научных кругах мнением, что новозаветные сведения о проповеди и земной жизни Иисуса – по преимуществу продукт благочестивого творчества первых христиан, а не исторические данные.
Кеземан в своих исследованиях стремился обосновать, что синоптические Евангелия содержат большое количество исторически достоверных сведений, достаточное для надежной реконструкции жизни Иисуса. Он настаивал на том, что в распоряжении экзегетов есть средства установить подлинное слово Иисуса. Призыв Кеземана был поддержан многими учёными, и таким образом было положено начало тому направлению в новозаветных исследованиях, которое получило название «Новый поиск исторического Иисуса». Историческую достоверность свидетельств синоптических Евангелий он предложил оценивать по нескольким критериям. Так, например, наиболее аутентичными, по его мнению, можно считать те изречения Иисуса, которые не имеют параллелей ни в иудаизме 1 в., ни в первохристианской проповеди. Эти критерии долгое время были приняты в методологии «Нового поиска исторического Иисуса», пока не были подвергнуты сомнению в 1980-х гг. Различая «подлинные» и «не подлинные» евангельские традиции, Кеземан также сделал заключение, что канон Нового Завета не составляет основы для единства церкви, но дает основание для многообразия христианских конфессий.
Кеземан был убежден, что проблема исторического Иисуса имеет непосредственное значение для формирования первохристианской христологии. Обращение ранних христиан к земной жизни Иисуса стало реакцией на гностицизм. Для оценки легитимности слов многочисленных пророков и проповедников требовался критерий, который был найден в учении Иисуса, изложенном в форме его жизнеописания. Наличие истории земной жизни позволяло древней общине отличать Христа от многочисленных «спасителей», проповедуемых гностиками. Таким образом, критическое обращение к истории препятствует признанию христианским такого мировоззрения, для которого Иисус только внешний объединяющий фактор или мифологема.
В последние десятилетия своей жизни Кеземан вернулся к исследованию богословия апостола Павла, тексты которого он интерпретировал в контексте представлений иудейской апокалиптики.