Тег

Скульпторы Италии

Скульпторы Италии
Найденo 13 статей
Живописцы
Поллайоло Антонио дель
Поллайо́ло Анто́нио дель (между 1426 и 1432 – 1498), итальянский ювелир, скульптор, рисовальщик, гравёр и живописец эпохи Возрождения. Брат художника П. дель Поллайоло. Разрабатывал мотивы экспрессивного движения и выразительных возможностей человеческой пластики, выступил предшественником мастеров Высокого Возрождения (гравюра «Битва десяти обнажённых», около 1460–1465 или 1470–1475; скульптура «Геракл и Антей», 1470–1480, Уффици, Флоренция). Автор надгробий папы Сикста IV (1484–1493) и папы Иннокентия VIII (совместно с братом Пьеро, 1492–1498; оба в соборе Святого Петра, Ватикан).
Антонио дель Поллайоло. Битва десяти обнажённых. Ок. 1460–1465 или 1470–1475
Архитекторы, градостроители
Далле Масенье
Да́лле Масе́нье (далле Мазенье; dalle Masegne), итальянские архитекторы и скульпторы поздней готики; братья. Якобелло далле Масенье (Jacobello dale Masegne; упоминается между 1383 и 1409) и Пьерпаоло далле Масенье (Pierpaolo dale Masegne; упоминается между 1383 и 1403) учились у своего отца – венецианского каменщика Антонио далле Масенье, испытали на себе влияние тосканских мастеров, в частности Нино Пизано. Вместе возглавляли мастерскую, работали в Болонье, Мантуе и Венеции. Авторы мраморных надгробий (учёного Джованни ди Леньяно, 1383, Городской музей средневекового искусства, Болонья; Маргариты Малатеста, 1399, сохранившийся фрагмент – в Палаццо Дукале, Мантуя), алтарного образа из церкви Сан-Франческо в Болонье (1388–1392), украшенной статуями святых алтарной преграды в венецианском соборе Святого Марка (1394). Также работали в сфере архитектурного декора: создали базы пилястр на фасаде собора Сан-Петронио в Болонье (1391), оформили фасад собора в Мантуе (1395–1403, не сохранился), балкон зала Большого Совета на южном фасаде Дворца дожей в Венеции (1400). Вероятно, братья работали не только совместно, однако попытки разграничить вклад каждого из них имеют гипотетический характер. На стилистическом основании братьям приписывается ряд других работ, в том числе статуя коленопреклонённого дожа Антонио Веньера (около 1394, Музей Коррер, Венеция).
Якобелло и Пьерпаоло далле Масенье. Рельеф с надгробия учёного Джованни ди Леньяно. 1383
Скульпторы
Джованни Пизано
Джова́нни Пиза́но (около 1245/1250 – между 1317 и 1319), итальянский скульптор и архитектор эпохи Проторенессанса. Сын Никколо Пизано, работал вместе с ним над кафедрой в соборе Сиены (1265–1268) и над «Фонтана Маджоре» в Перудже (1277–1278). С 1290 г. занимал должность капомастро собора в Сиене. Автор проповеднических кафедр в церкви Сант-Андреа в Пистое (1298–1301) и в соборе Пизы (1302–1310). Стиль скульптуры Джованни Пизано, пронизанный драматизмом и экспрессией, сформировался под влиянием античных приёмов и черт, заимствованных из французской готики.
Джованни Пизано. Избиение младенцев. Сцена с парапета кафедры церкви Сант-Андреа в Пистое. 1298–1301
Скульпторы
Арнольфо ди Камбио
Арно́льфо ди Ка́мбио (1240/1245–1302/1310), итальянский скульптор и архитектор Проторенессанса. Ученик Никколо Пизано. Создал ряд надгробий кардиналов и римских пап (кардинала Гийома де Брея, около 1282, церковь Сан-Доменико в Орвието; Бонифация VIII, 1295/1296, гроты собора Святого Петра, Ватикан), кивории в римских церквях Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (1285) и Санта-Чечилия-ин-Трастевере (1293). Во Флоренции капомастро собора Санта-Мария-дель-Фьоре (с 1296), предполагаемый архитектор церкви Санта-Кроче (с 1294) и Палаццо Синьории (1299–1314, с 1549 – Палаццо Веккьо). Стиль Арнольфо ди Камбио в скульптуре и архитектуре отличает соединение черт готики и классически-гармоничной итальянской художественной традиции, восходящей к Античности.
Арнольфо ди Камбио. Жаждущий. Скульптура Малого фонтана в Перудже. 1277–1281
Живописцы
Пасти Маттео де
Па́сти Матте́о де (Matteo de’Pasti) (около 1412 – 1468), итальянский живописец, скульптор и архитектор Раннего Возрождения. Ученик Пизанелло, сотрудничал с ним в Ферарре и Римини. В 1444–1446 гг. в Ферраре под руководством миниатюриста Джорджо д’Алеманья принимал участие в иллюминировании бревиария Лионелло д'Эсте (1441–1448, музей Палаццо Скифаноя), создал медали с профильными портретами августинского монаха Тимотео Маффеи, гуманиста Гварино да Верона. С 1446 г. в Римини; медали с профильными портретами синьора Сиджизмондо из рода Малатеста, его возлюбленной и впоследствии жены Изотты дельи Атти, Л. Б. Альберти. По проекту последнего в 1446–1468 гг. руководил строительными работами в церкви Сан-Франческо в Римини; создал закладную медаль с изображением её фасада (1450).
Маттео де Пасти. Медаль с профильным портретом Изотты дельи Атти. 1446
Скульпторы
Маццони Гвидо
Маццо́ни Гви́до (Guido Mazzoni; Паганино, il Paganino; Моданино, il Modanino) (около 1450 – 1518), итальянский скульптор эпохи раннего Возрождения. Работал на севере Италии, в Неаполе и в долине реки Луары во Франции (по приглашению Карла VIII и Людовика XII); его творчество отмечено значительным влиянием готической традиции. Автор многочисленных терракотовых скульптурных групп, достигающих предельного натурализма в моделировке фигур и передаче их эмоций: «Оплакивание Христа» в церквях Санта-Мария-дельи-Анджели в Буссето (между 1475 и 1477) и Сант-Анна-деи-Ломбарди в Неаполе (1492), в оратории Сан-Джованни в Модене (1477–1480), «Поклонение волхвов» в соборе Модены (1480) и др.
Гвидо Маццони. Оплакивание Христа. 1492. Скульптурная группа в церкви Сант-Анна-деи-Ломбарди в Неаполе
Скульпторы
Агостино ди Джованни
Агости́но ди Джова́нни (Agostino di Giovanni) (работал между 1310 и 1347), итальянский скульптор Проторенессанса, представитель сиенской школы. Вероятно, ученик Камаино ди Крешентино. Выполнял архитектурные, скульптурные и инженерные работы в Сиене [Торре-дель-Манджа в Палаццо Публико, Палаццо Санседони, гидравлические работы для Фонте-Гайя («Фонтан Радости»)] и в городах Тосканы: Масса Мариттима, Гроссето, Вольтерра и др. С 1331 г. работал вместе со своим сыном, Джованни ди Агостино. Его подписные произведения: деревянная статуя Богоматери Благовещения (1321, Национальный музей Сан-Маттео, Пиза), надгробие Гвидо Тарлати в соборе Ареццо (1330, совместно с Аньоло ди Вентура, содержит многочисленные повествовательные рельефы), надгробие юриста Джино де Сиджибульди в соборе Пистои (1337–1339). На основе стилевого анализа ему приписываются многочисленные фрагменты мраморных рельефов 1-й половины 14 в.
Искусство
Скульпторы
Никколо Пизано
Никко́ло Пиза́но (около 1220/1225 – до 1284), итальянский скульптор и архитектор эпохи Проторенессанса. Одним из первых в Италии обратился к античной пластике, в формировании его стиля также велика роль византийского искусства и французской готики. Наиболее значительные работы Никколо: завершение пизанского баптистерия (1260–1264), проповеднические кафедры в пизанском баптистерии (1260) и соборе Сиены (1265–1268), Большой фонтан в Перудже (1277–1278). Отец Джованни Пизано, учитель Арнольфо ди Камбио.
Никколо Пизано. Рождество. Кафедра баптистерия, Пиза. 1260
Скульпторы
Майтани Лоренцо
Майта́ни Лоре́нцо (Лоренцо Маитани, Lorenzo Maitani) (около 1270/1275 – 1330), итальянский архитектор и скульптор Проторенессанса, представитель сиенской школы. С 1308 г. наблюдатель и консультант, с 1310 г. капомастро при строительстве собора в Орвието. Майтани приписываются общее композиционное решение фасада собора и ряд украшающих его скульптур: рельефы «Сотворение мира» (северный пилон) и «Страшный суд» (южный пилон), символы евангелистов (согласно документам, в 1330 исполнил фигуру орла, символа святого Иоанна Богослова), в тимпане главного портала – мраморная статуя «Богоматерь с Младенцем» под бронзовым балдахином, полог которого распахивают фигуры ангелов (ныне в музее собора). В этих скульптурных работах преобладание линейного начала, некоторые типажи и изысканные позы фигур свидетельствуют о влиянии французской готики.
Господь запрещает Адаму и Еве вкушать плоды с древа познания добра и зла. Рельеф на фасаде собора в Орвието. Между 1310 и 1330. Приписывается Лоренцо Майтани
1
2