#Ювелирное искусство
Ювелирное искусство
Тег

Ювелирное искусство

Ювелирное искусство
Найденo 19 статей
Археологические высокохудожественные изделия, группы изделий (клад)
Большой кремлёвский клад
Большо́й кремлёвский клад, комплекс ювелирных изделий и денежных слитков 12 – 1-й трети 13 вв., обнаруженный 17 мая 1988 г. на территории восточной части Московского Кремля. Входит в число самых крупных кладов домонгольского периода наряду с кладами из Владимира, Киева, Чернигова, Старой Рязани. Включает 287 изделий из серебра (в том числе очелье, рясы, височные кольца, колты, шейные гривны, медальоны, браслеты, перстни, денежные гривны), золота (перстень) и др. Для украшений характерно использование широкого набора ювелирных техник (гравирование, зернь, скань, чернь и др.). Выделяются произведения древнерусских ювелиров и импортные изделия. Предметы из клада могли происходить из казны великого князя владимирского и попасть в Москву незадолго перед монгольским нашествием. Обнаружение близ Большого кремлёвского ещё одного клада в 1991 г. может свидетельствовать о проживании в восточной части Московского Кремля элиты, в том числе представителей княжеского рода при их нахождении в Москве.
Подвески-рясны, серебро, позолота. Большой кремлёвский клад
Украшения и аксессуары
Фибула
Фи́була, металлическая застёжка, иглу которой замыкает приёмник, соединённый корпусом с пружинящим механизмом. Распространены с бронзового века на большей части Европы и Передней Азии, до Кавказа и земель Северного Казахстана на востоке. В раннем Средневековье в основном выходят из употребления. Как значимая часть убора, фибулы очень разнообразны, поэтому важны для датировки археологических памятников, изучения контактов, миграций, ремесла, идеологии и др.
Двупластинчатая фибула из могильника Дюрсо
Живописцы
Поллайоло Антонио дель
Поллайо́ло Анто́нио дель (между 1426 и 1432 – 1498), итальянский ювелир, скульптор, рисовальщик, гравёр и живописец эпохи Возрождения. Брат художника П. дель Поллайоло. Разрабатывал мотивы экспрессивного движения и выразительных возможностей человеческой пластики, выступил предшественником мастеров Высокого Возрождения (гравюра «Битва десяти обнажённых», около 1460–1465 или 1470–1475; скульптура «Геракл и Антей», 1470–1480, Уффици, Флоренция). Автор надгробий папы Сикста IV (1484–1493) и папы Иннокентия VIII (совместно с братом Пьеро, 1492–1498; оба в соборе Святого Петра, Ватикан).
Антонио дель Поллайоло. Битва десяти обнажённых. Ок. 1460–1465 или 1470–1475
Отрасли промышленности
Развитие ювелирного дела в Бронницах
Развитие ювелирного дела в Бронницах. История возникновения и развития бронницкого ювелирного промысла восходит к традиции изготовления кольчужных и пластинчатых доспехов, возникшей примерно в 14 в. Местные мастера внесли существенный вклад в обеспечение боеспособности армии Московского княжества и Российского государства. К середине 17 в. промысел пришёл в упадок, поскольку необходимость в кольчугах отпала в связи с распространением в армии огнестрельного оружия. Бронницкие ремесленники перешли на плетение ювелирных цепочек, технология изготовления которых сходна с кольчужным делом.
Социально-экономическая география
Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры
Динглингер Иоганн Мельхиор
Ди́нглингер Иога́нн Мельхио́р (1664–1731), немецкий ювелир, скульптор. С 1698 г. придворный ювелир курфюрста Саксонии и польского короля Августа II Сильного. Выдающийся мастер декоративно-прикладного искусства немецкого барокко. Изготовлял многочисленные сервизы, настольные украшения, табакерки, мелкую пластику и т. д., мастерски сочетал разнообразные технические приёмы и материалы (драгоценные металлы и камни, слоновая кость, эмаль и др.): золотой кофейный сервиз (1697–1701), чаши «Купальня Дианы» (1704, совместно с Б. Пермозером) и Геракла (1708–1731 и 1713; все – «Зелёный свод», Дрезден). В ряде произведений И. М. Динглингера заметен также интерес к экзотике («Двор Аурангзеба», 1707, «Зелёный свод» в Дрездене; совместно со скульптором И. Б. Томе).
Антуан Пэн. Портрет Иоганна Мельхиора Динглингера. Ок. 1721
Термины
Ставротека
Ставроте́ка (греч. σταυροθήκη, от σταυρός – крест и θήκη – хранилище), реликварий в виде ковчега, шкатулки, триптиха и т. д. с крестообразным углублением, в котором хранится частица Креста Господня. По сторонам от этой главной святыни могут размещаться дополнительные ячейки для других объектов почитания, например мощей святых. Ставротеки создавались из ценных материалов и украшались в разных техниках декоративно-прикладного искусства; их изобразительная программа могла включать образы Христа, святых, повествовательные и догматические сцены.
Лимбургская ставротека. Византия. 2-я половина 10 в.
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Зернь
Зернь, ювелирная техника, при которой мелкие шарики (диаметром до 0,4 см) из драгоценных металлов напаиваются на аналогичную им по составу основу. Появилась в 3-м тыс. до н. э. в Месопотамии, широко распространилась в античном (например, серьги конца 4 в. н. э. из кургана в Феодосии, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и византийском ювелирном искусстве, с 9 в. известна в Древней Руси (утрачена во время монгольского нашествия, в современную эпоху реконструирована лишь приблизительно). Сложная в работе зернь часто имитировалась в технике художественного литья.
Перстень с зернью и гранатом-альмадином (кабошон). 1–3 вв.
Технологии
Кабошон
Кабошо́н (франц. cabochon, от среднефранц. caboche – голова), ювелирная техника шлифовки драгоценных и поделочных камней, придающая им округлую или линзовидную форму с гладкой поверхностью, а также сами камни, обработанные таким образом. Древнейшая из ювелирных техник обработки камня (появилась около 3-го тыс. до н. э., широко использовалась до распространения фасетной огранки в 15–16 вв.). Огранка в форме кабошона позволяет предельно раскрыть природные художественные характеристики камня (рисунок, фактуру). Для фиксации кабошонов в ювелирном изделии обычно используется ободковая или царговая закрепка (глухой каст).
Брошь. Франки. 7 в. Позолоченная бронза, кабошоны (гранаты, сапфир)
1
2