Политическая идеология
Полити́ческая идеоло́гия, система идей, взглядов и ценностей различных политических акторов, сформированная для организации их политических действий, направленных на завоевание и удержание власти.
Подходы к интерпретации политической идеологии
В рамках политической науки у представителей разных школ и направлений политической мысли существуют различные подходы к пониманию природы, роли и места идеологии в жизни общества:
Системный подход рассматривает идеологию как важный функциональный элемент политической системы общества, а именно как систему ценностей, определяющую основные направления развития данного общества и поддерживающую существующий общественный порядок (американский социолог Т. Парсонс и др.).
Марксистский подход интерпретирует природу и функции идеологии двояко. Буржуазная идеология, существующая в рамках капиталистической системы, характеризуется как форма ложного (иллюзорного), ошибочного сознания, которая сознательно насаждается буржуазией для сохранения своего господства и манипулирования сознанием пролетариата. Собственно же марксистская идеология («идеология нового типа») трактуется как учение или доктрина, объективно выражающая интересы передового общественного класса – пролетариата (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).
Культурологический подход трактует идеологию как иллюзорное представление о реальности, нацеленное на введение в заблуждение людей со стороны субъектов политики и создания возможностей для манипулирования ими. При этом, если идеология – это ложь, призванная оправдать в глазах людей существующий порядок вещей, то утопия – это ложный идеал будущего, ложные обещания, призванные увлечь людей на путь разрушения старого и строительства нового мира (немецко-британский философ и социолог К. Манхейм).
Критический подход расценивает идеологию как своего рода «политическую религию», т. е. мало связанную с реальностью веру людей, которая возникает в периоды глубоких социальных кризисов и мобилизует их совместные усилия по выходу из кризисной ситуации (французский философ и социолог Р. Арон).
Эволюция представлений о значении политической идеологии
В 1950-х гг. в политической науке получила распространение концепция деидеологизации, сторонники которой утверждали, что в современном, постиндустриальном, потребительском обществе (С. Липсет и др.), где достигнуты высокий уровень благосостояния и политической стабильности, нет серьёзных кризисов и мобилизация общества для решения общезначимых задач не нужна, а следовательно, потребность в существовании объединяющей идеологии отпадает.
В 1970-х гг. возникла противоположная концепция – реидеологизации, приверженцы которой (Р. Арон, Д. Белл, О. Лемберг, Р. Нисбет и др.) выступали против сохранения в обществе «идеологического вакуума». Они пытались сформулировать привлекательную для широких социальных слоёв «новую идеологию», которая могла бы морально дать импульс для дальнейшего развития «западной цивилизации», соединив либеральные ценности с некоторыми компонентами социал-демократической и религиозных теорий. Под воздействием реидеологизации произошла трансформация либерализма, консерватизма и леворадикальных идеологий. Во многом на основе этой концепции крупнейшие партии современного западного мира (Республиканская и Демократическая в США, Лейбористская партия в Англии) пытаются поднять свой престиж путём обновления политических программ, приобщить широкие слои населения к идеалам и ценностям современного общества.
В России, несмотря на наличие конституционного запрета на установление государственной идеологии (ст. 13 Конституции РФ), многие учёные (А. П. Кочетков, В. А. Колесников, С. В. Голубев и др.) всё чаще апеллируют к необходимости создания в государстве определённой ценностной системы, общенациональной идеологии, которая будет служить основой для проведения государственной политики в общенациональных целях.
Структура и функции политической идеологии
Выделяют следующие уровни функционирования политической идеологии: теоретико-концептуальный (образует основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определённого общественного класса, нации или государства либо группы приверженцев определённого направления политического развития); программно-политический (социально-философские принципы или идеалы преобразуются политической элитой в конкретные программы, лозунги и требования, способствуя принятию определенных решений и осуществлению связанных с ними действий); мотивационно-практический (мобилизация граждан на политическое участие в жизни общества и государства).
Ключевыми функциями политической идеологии выступают: ориентационная (помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуществлять осознанные политические поступки); мобилизационная [предлагая обществу определённую модель (идею, программу) более совершенного состояния (строя, режима), политическая идеология мобилизует членов общества на их воплощение в жизнь]; интегративная (стремится сформулировать общегосударственные ценности и цели, объединяя на их основе людей), амортизационная (объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политическую реальность, идеология тем самым способствует снятию социального напряжения и разрешению кризисных ситуаций) и др.
Основные политические идеологии в современном мире
Основными идеологиями в современном мире являются: либерализм (верховенство закона, политико-правовое равенство, политический плюрализм, регламентация полномочий государства и ограничение его возможностей вмешиваться в жизнь гражданского общества); консерватизм (консервация основных политических традиций и институтов, незыблемость устоявшегося социального порядка, признание только постепенного, эволюционного и ненасильственного изменения уклада общественной жизни и политического устройства); социализм (общенародная собственность на средства производства, распределение продуктов труда организованы таким образом, что эксплуатация одних членов общества другими становится невозможной: все члены общества имеют равные обязанности и права, наличие общенародного социального государства); социал-демократия (признание возможности постоянного и бесконечного процесса возрастания благосостояния, свободы и справедливости в общественной жизни в рамках существующего общественного строя; ориентация на исключительно мирные эволюционные политические изменения, признание необходимости наличия системы социального сотрудничества и социальной защиты граждан, решение всех общественных проблем путем переговоров).