#Искусство Северного Возрождения
Искусство Северного Возрождения
Тег

Искусство Северного Возрождения

Искусство Северного Возрождения
Найденo 19 статей
Урс Граф. Дикая армия. Ок. 1513–1515
ГрафикиГрафики
Граф Урс
Граф Урс (около 1485 – между 1527 и 1529), швейцарский рисовальщик, гравёр, ювелир, живописец. Представитель Северного Возрождения. Гражданин и мастер цеха ювелиров в Базеле (с 1512), мастер монетного двора (с 1519). Основная часть наследия – рисунки (около 160) и гравюры (более 400 ксилографий, около 20 резцовых гравюр и офортов). Значительная работа – цикл ксилографий «Страсти» (созданы около 1503–1504, впервые опубликованы в 1506, издательство И. Кноблоха, Страсбург). Участвовал в Итальянских войнах (с 1510), под воздействием этого опыта обратился к мотивам народной, в том числе и низовой, городской культуры («Дьявол, останавливающий убегающего ландскнехта», 1516, рисунок пером) и мифологическим темам (картина «Дикая армия», около 1513–1515, приписывается Графу; оба произведения – Художественный музей, Базель). Автор ряда витражей («Ульрих Хохенсакский», после 1515, Кунстхаус, Цюрих). Отец ювелира Урса Графа Младшего (1512 – около 1560).
Живописцы
Мор Антонис
Мор Анто́нис (между 1516 и 1520 – около 1576), нидерландский живописец. Автор монументальных парадных портретов, а также религиозных и мифологических композиций. С 1547 г. состоял в гильдии живописцев Антверпена. Работал в Испании и Португалии (1550–1553; 1559–1561), Англии (1554–1555); состоял на службе у кардинала А. П. де Гранвелы (его портрет – 1549, Музей истории искусств, Вена), династии Габсбургов (в том числе императоров Карла V и Филиппа II). Среди произведений: портрет принца Вильгельма I Оранского (1555, замок Вильгельмсхёэ, Кассель), «Филипп II при Сен-Кантене» (1557, Эскориал).
Антонис Мор. Автопортрет. 1558
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Северное Возрождение
Се́верное Возрожде́ние, период развития изобразительного искусства и архитектуры 1420/1430-х гг. – около 1600 г. в европейских странах за пределами Италии (Нидерланды исторические, Французское королевство, Священная Римская империя, Швейцарский союз, Англия и Шотландия, страны Центральной и Восточной Европы, Иберийского п-ова, Скандинавии), в рамках которого сложилась новая национальная культура каждой из стран. Истоки появления термина относятся к 19 в. (Л. Куражо), исследование сущности понятия и его интеграция в историю науки были осуществлены представителями венской школы искусствознания (М. Дворжак, О. Бенеш).
Альбрехт Дюрер. Немезида. 1501–1502
Периоды (эпохи) в культуре
Возрождение
Возрожде́ние, или Ренессанс, широкое умственное и художественное движение 14–16 вв., давшее название имеющей мировое значение эпохе в истории культуры стран Западной и Центральной (католической, латинской) Европы позднего Средневековья и раннего Нового времени. Термин «Возрождение» встречается уже у современников, однако в общем историко-культурном значении он вошёл в обиход лишь в 19 в. Ренессанс выразился в стремлении к духовному, нравственному и общественному обновлению (возрождению) человека и человечества посредством обращения к культуре Античности и её переосмысления. Для эпохи Возрождения характерны антропоцентризм (интерес к изучению феномена человека в широком смысле), внимание к светской культуре. Мировоззрение и систему духовных ценностей Ренессанса называют гуманизмом. Наиболее известные деятели эпохи Возрождения: Ф. Петрарка, Дж. Бокаччо, К. Салютати, Л. Валла, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Дж. Вазари, Ф. Брунеллески, А. Палладио, У. Шекспир.
Рафаэль. Афинская школа. Фреска в Станце делла-Сеньятура, Папский дворец (Ватикан). Между 1508 и 1511
Живописцы
Мастер Брунсвикского диптиха
Ма́стер Бру́нсвикского ди́птиха (Meester van de Brunswijkse diptiek), анонимный нидерландский живописец Северного Возрождения, работавший в период между 1480–1510 гг. в Харлеме. Условное наименование дано по приписываемому художнику одноимённому диптиху (около 1490, Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвайг) с изображением Мадонны с Младенцем и святой Анны на левой створке, коленопреклонённым донатором – монахом-картузианцем, в сопровождении святой Варвары – на правой. На внешней стороне правой створки представлен святой Бавон. Диптих исследовал М. Фридлендер, в 1903 г. атрибутировав его Гертгену тот Синт-Янсу, а затем, в 1927 г., одному из его учеников (M. J. Friedländer Die Altniederländische Malerei. vol. V. Berlin-Leiden, 1927. Р. 51–54). Хотя личность мастера так и не удалось идентифицировать, группа работ, приписанных ему Фридлендером, остаётся неоспоренной (деревянные панели с изображениями святых Валериана и Цецилии, вероятно, служившие боковыми створками триптиха, около 1490 – около 1510, Рейксмюсеум, Амстердам и др.).
Мастер Брунсвикского диптиха. Мадонна и младенец со святой Анной, картузианским монахом и святой Варварой. Диптих. Ок. 1490
Графики
Шпрингинклее Ханс
Шпри́нгинклее Ханс (Hans Springinklee) (между 1490 и 1495 – около 1540), немецкий рисовальщик, гравёр, живописец. Ученик и сотрудник А. Дюрера. Работал в Нюрнберге с 1512 г. Вместе с учителем принимал участие в работах для императора Максимилиана I Габсбурга; выполнил 4 гравюры для книги «Белый король» («Вейскуниг», «Weißkunig», 1514–1516; опубликована в 1775), 192 – для «Триумфальной арки императора Максимилиана I» (1515–1517). Сохранилось мало его подписанных работ; рисунки и гравюры с монограммой художника HSK датируются 1513–1522 гг. Самые известные произведения – ксилографии к молитвеннику «Садик души» («Hortulus Animae»; 1-е издание: Лион, 1516). Среди рисунков – «Святая Екатерина» (1520, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва).
Ханс Шпрингинклее. Император Максимилиан почитает память предков. Лист из серии «Вейскуниг»
Живописцы
Мастер женских полуфигур
Ма́стер же́нских полуфигу́р (Meester van de Vrouwelijke Halffiguren; Мастер полуфигур; Мастер Венского концерта, Meester van het Weense Concert), анонимный фламандский живописец, работавший в Антверпене между 1525–1530 и 1550–1560 гг. Условное имя мастера связано с характером композиции: среди приписываемых ему религиозных и светских произведений преобладают изображения идеализированных женских образов в поясном срезе в интерьере («Музыкантши», 1-я половина 16 в., замок Рорау, Нижняя Австрия и Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Мария Магдалина, играющая на лютне», 1520–1530, Галерея Сабауда, Турин; «Мария Магдалина, играющая на клавикордах», Национальный музей, Познань). К наследию художника также причисляют ряд живописных алтарей с подробно и тонко написанными пейзажами и архитектурными перспективами («Ландшафт с руинами и Бегством в Египет», около 1550, Музей истории искусств, Вена; «Святой Христофор, несущий Младенца Христа», около 1540, Национальная галерея, Лондон). Стиль и композиционные построения работ мастера близки современным ему нидерландским художникам: А. Изенбранту, А. Бенсону, И. Патиниру. Некоторый схематизм и композиционные повторы, свидетельствующие о возможной зависимости произведений искусства от конъюнктуры художественного рынка, позволяют предположить, что атрибутируемая мастеру группа работ могла создаваться крупной мастерской.
Мастер женских полуфигур. Музыкантши. 1-я половина 16 в.
Живописцы
Грюневальд Маттиас
Грю́невальд Матти́ас (1475/1480 – 1528), немецкий живописец, рисовальщик, инженер-гидравлик, архитектор, один из наиболее ярких представителей Северного Возрождения в Германии. Работал преимущественно в Ашаффенбурге (с 1505), в т. ч. для майнцских архиепископов (1510–1525). Самое значительное произведение – Изенгеймский алтарь (1512–1516, Музей Унтерлинден, Кольмар). Трактовка произведений Грюневальда связана со средневековым мистицизмом, особенно с «Небесными откровениями» (опубликовано в 1492) святой Биргитты, где подробно описаны её видения Страстей Христовых, а стилистическая индивидуальность – с эмоциональной силой композиций, построенных на совмещении предельного реализма и колористической фантазии.
Маттиас Грюневальд. Встреча святых Эразма и Маврикия. Ок. 1520–1524
1
2