#Искусство Северного ВозрожденияИскусство Северного ВозрожденияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИскусство Северного ВозрожденияИскусство Северного ВозрожденияНайденo 19 статейГрафикиГрафики Граф УрсГраф Урс (около 1485 – между 1527 и 1529), швейцарский рисовальщик, гравёр, ювелир, живописец. Представитель Северного Возрождения. Гражданин и мастер цеха ювелиров в Базеле (с 1512), мастер монетного двора (с 1519). Основная часть наследия – рисунки (около 160) и гравюры (более 400 ксилографий, около 20 резцовых гравюр и офортов). Значительная работа – цикл ксилографий «Страсти» (созданы около 1503–1504, впервые опубликованы в 1506, издательство И. Кноблоха, Страсбург). Участвовал в Итальянских войнах (с 1510), под воздействием этого опыта обратился к мотивам народной, в том числе и низовой, городской культуры («Дьявол, останавливающий убегающего ландскнехта», 1516, рисунок пером) и мифологическим темам (картина «Дикая армия», около 1513–1515, приписывается Графу; оба произведения – Художественный музей, Базель). Автор ряда витражей («Ульрих Хохенсакский», после 1515, Кунстхаус, Цюрих). Отец ювелира Урса Графа Младшего (1512 – около 1560).Живописцы Мор АнтонисМор Анто́нис (между 1516 и 1520 – около 1576), нидерландский живописец. Автор монументальных парадных портретов, а также религиозных и мифологических композиций. С 1547 г. состоял в гильдии живописцев Антверпена. Работал в Испании и Португалии (1550–1553; 1559–1561), Англии (1554–1555); состоял на службе у кардинала А. П. де Гранвелы (его портрет – 1549, Музей истории искусств, Вена), династии Габсбургов (в том числе императоров Карла V и Филиппа II). Среди произведений: портрет принца Вильгельма I Оранского (1555, замок Вильгельмсхёэ, Кассель), «Филипп II при Сен-Кантене» (1557, Эскориал).Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре Северное ВозрождениеСе́верное Возрожде́ние, период развития изобразительного искусства и архитектуры 1420/1430-х гг. – около 1600 г. в европейских странах за пределами Италии (Нидерланды исторические, Французское королевство, Священная Римская империя, Швейцарский союз, Англия и Шотландия, страны Центральной и Восточной Европы, Иберийского п-ова, Скандинавии), в рамках которого сложилась новая национальная культура каждой из стран. Истоки появления термина относятся к 19 в. (Л. Куражо), исследование сущности понятия и его интеграция в историю науки были осуществлены представителями венской школы искусствознания (М. Дворжак, О. Бенеш).Периоды (эпохи) в культуре ВозрождениеВозрожде́ние, или Ренессанс, широкое умственное и художественное движение 14–16 вв., давшее название имеющей мировое значение эпохе в истории культуры стран Западной и Центральной (католической, латинской) Европы позднего Средневековья и раннего Нового времени. Термин «Возрождение» встречается уже у современников, однако в общем историко-культурном значении он вошёл в обиход лишь в 19 в. Ренессанс выразился в стремлении к духовному, нравственному и общественному обновлению (возрождению) человека и человечества посредством обращения к культуре Античности и её переосмысления. Для эпохи Возрождения характерны антропоцентризм (интерес к изучению феномена человека в широком смысле), внимание к светской культуре. Мировоззрение и систему духовных ценностей Ренессанса называют гуманизмом. Наиболее известные деятели эпохи Возрождения: Ф. Петрарка, Дж. Бокаччо, К. Салютати, Л. Валла, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Дж. Вазари, Ф. Брунеллески, А. Палладио, У. Шекспир.Живописцы Мастер Брунсвикского диптихаМа́стер Бру́нсвикского ди́птиха (Meester van de Brunswijkse diptiek), анонимный нидерландский живописец Северного Возрождения, работавший в период между 1480–1510 гг. в Харлеме. Условное наименование дано по приписываемому художнику одноимённому диптиху (около 1490, Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвайг) с изображением Мадонны с Младенцем и святой Анны на левой створке, коленопреклонённым донатором – монахом-картузианцем, в сопровождении святой Варвары – на правой. На внешней стороне правой створки представлен святой Бавон. Диптих исследовал М. Фридлендер, в 1903 г. атрибутировав его Гертгену тот Синт-Янсу, а затем, в 1927 г., одному из его учеников (M. J. Friedländer Die Altniederländische Malerei. vol. V. Berlin-Leiden, 1927. Р. 51–54). Хотя личность мастера так и не удалось идентифицировать, группа работ, приписанных ему Фридлендером, остаётся неоспоренной (деревянные панели с изображениями святых Валериана и Цецилии, вероятно, служившие боковыми створками триптиха, около 1490 – около 1510, Рейксмюсеум, Амстердам и др.).Графики Шпрингинклее ХансШпри́нгинклее Ханс (Hans Springinklee) (между 1490 и 1495 – около 1540), немецкий рисовальщик, гравёр, живописец. Ученик и сотрудник А. Дюрера. Работал в Нюрнберге с 1512 г. Вместе с учителем принимал участие в работах для императора Максимилиана I Габсбурга; выполнил 4 гравюры для книги «Белый король» («Вейскуниг», «Weißkunig», 1514–1516; опубликована в 1775), 192 – для «Триумфальной арки императора Максимилиана I» (1515–1517). Сохранилось мало его подписанных работ; рисунки и гравюры с монограммой художника HSK датируются 1513–1522 гг. Самые известные произведения – ксилографии к молитвеннику «Садик души» («Hortulus Animae»; 1-е издание: Лион, 1516). Среди рисунков – «Святая Екатерина» (1520, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва).Живописцы Фрюауф Младший РюландФрю́ауф Мла́дший Рю́ланд (Rueland Frueauf der Jüngere) (около 1470 – 1547), немецкий живописец поздней готики и Возрождения; представитель дунайской школы. Сын художника Р. Фрюауфа Старшего. Работал преимущественно в г. Пассау, создавал фрески и алтари для местных церквей. Основное произведение – «Алтарь святого Леопольда» (1505, Музей Клостернойбурга).Живописцы Мастер женских полуфигурМа́стер же́нских полуфигу́р (Meester van de Vrouwelijke Halffiguren; Мастер полуфигур; Мастер Венского концерта, Meester van het Weense Concert), анонимный фламандский живописец, работавший в Антверпене между 1525–1530 и 1550–1560 гг. Условное имя мастера связано с характером композиции: среди приписываемых ему религиозных и светских произведений преобладают изображения идеализированных женских образов в поясном срезе в интерьере («Музыкантши», 1-я половина 16 в., замок Рорау, Нижняя Австрия и Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Мария Магдалина, играющая на лютне», 1520–1530, Галерея Сабауда, Турин; «Мария Магдалина, играющая на клавикордах», Национальный музей, Познань). К наследию художника также причисляют ряд живописных алтарей с подробно и тонко написанными пейзажами и архитектурными перспективами («Ландшафт с руинами и Бегством в Египет», около 1550, Музей истории искусств, Вена; «Святой Христофор, несущий Младенца Христа», около 1540, Национальная галерея, Лондон). Стиль и композиционные построения работ мастера близки современным ему нидерландским художникам: А. Изенбранту, А. Бенсону, И. Патиниру. Некоторый схематизм и композиционные повторы, свидетельствующие о возможной зависимости произведений искусства от конъюнктуры художественного рынка, позволяют предположить, что атрибутируемая мастеру группа работ могла создаваться крупной мастерской.Живописцы Штумме АбсолонШту́мме А́бсолон (Absolon Stumme) (? – 1510), немецкий живописец датского происхождения, работавший в период поздней готики и начала эпохи Возрождения в Гамбурге. Основное приписываемое художнику произведение – алтарь Гамбургского кафедрального собора (1499, Национальный музей, Варшава; закончен немецким позднеготическим художником В. Дедеке).Живописцы Грюневальд МаттиасГрю́невальд Матти́ас (1475/1480 – 1528), немецкий живописец, рисовальщик, инженер-гидравлик, архитектор, один из наиболее ярких представителей Северного Возрождения в Германии. Работал преимущественно в Ашаффенбурге (с 1505), в т. ч. для майнцских архиепископов (1510–1525). Самое значительное произведение – Изенгеймский алтарь (1512–1516, Музей Унтерлинден, Кольмар). Трактовка произведений Грюневальда связана со средневековым мистицизмом, особенно с «Небесными откровениями» (опубликовано в 1492) святой Биргитты, где подробно описаны её видения Страстей Христовых, а стилистическая индивидуальность – с эмоциональной силой композиций, построенных на совмещении предельного реализма и колористической фантазии. 12