Норвегия. История. История с 1814
Исто́рия Норве́гии с 1814, история государства Норвегия с 1814 г. и до периода современности.
Шведско-норвежская уния
Кильские решения вызвали в Норвегии протест, во главе которого встал принц Кристиан Фредерик; он же возглавил временное правительство, созданное 19 февраля 1814 г. и призвал жителей страны к присяге. Прихожане городских и сельских норвежских церквей поклялись в том, что готовы до последнего защищать самостоятельность страны.
Учредительное собрание из 112 депутатов, созванное в местечке Эйдсволл 10 апреля 1814 г., занималось выработкой конституции, окончательный текст которой был подписан 17 мая 1814 г. Норвегия объявлялась «свободным, независимым и неделимым государством» с «монархической, ограниченной и наследственной формой правления» (§ 1). Предполагалось создание законодательного органа – парламента (стортинга), выборы в который ограничивались возрастным, имущественным и другими цензами (§ 49–50). Стортинг ведал вопросами налогообложения и бюджета. Король (им был избран Кристиан Фредерик), олицетворявший исполнительную власть, после консультации с Государственным советом мог назначать министров и налагать вето на законы стортинга (§ 21); он являлся и главой норвежской Церкви; официальным вероисповеданием объявлялось лютеранство (§ 2). Судебную власть осуществлял Верховный суд, состоявший из выборных судей (§ 86–92). В основе норвежской Конституции лежали принципы, сформулированные видными деятелями эпохи Просвещения: разделение властей и суверенитет народа. Конституция Норвегии, действующая до сих пор, синтезировала опыт стран Европы и США 2-й половины 18 – 1-й четверти 19 вв. со средневековым норвежским законодательством. С 1820-х гг. 17 мая отмечается в Норвегии как национальный праздник.
Несмотря на посредничество великих держав, собиравшихся после завершения Наполеоновских войн в Европе мирным путём выполнить свои обязательства перед Швецией, вооружённого столкновения в Скандинавии избежать не удалось. Летом 1814 г. армия Карла Юхана подошла к шведско-норвежской границе с требованием отречения Кристиана Фредерика и высылки его из страны. Непродолжительная шведско-норвежская война, последний в истории внутрискандинавский вооружённый конфликт, завершилась 14 августа подписанием Мосской конвенции 1814 г. Кристиан Фредерик отрекался от норвежского трона; чрезвычайный стортинг принял новую редакцию Конституции, урезавшую полномочия короля в вопросах обороны и внешней политики; определялись основы шведско-норвежской унии (провозглашена 4 ноября 1814). Норвежским королём под именем Карла II стал престарелый шведский монарх Карл XIII. Вновь созданное государство стало официально называться Соединённые королевства Швеция и Норвегия, имело общего короля (с 1818 – из династии Бернадотов) и проводило единую внешнюю политику. Внешнеполитическое ведомство располагалось в Стокгольме, все зарубежные представительства были общими. Норвежское правительство в Кристиании (ныне Осло) занималось в основном внутренними вопросами. Король являлся главнокомандующим норвежской армией, но на её использование за пределами Норвегии требовалось согласие стортинга. Должность наместника сохранялась до 1859 г. и была окончательно ликвидирована в 1873 г., когда норвежское правительство возглавил премьер-министр.
Период 1815–1875 гг. в Норвегии характеризовался самым быстрым в Европе ростом численности населения (с 0,9 до 1,8 млн человек). При этом страна была на 2-м месте в Европе (после Ирландии) по числу эмигрантов: в 1840–1914 гг. из неё выехало около 750 тыс. человек (прежде всего в США).
В социально-политическом отношении для Норвегии было характерно доминирование чиновничьего аппарата. Дворянство окончательно упразднялось законом 1821 г. Особенностью политической жизни Норвегии 19 в. были борьба за утверждение бо́льшей независимости от Швеции в рамках унии, столкновения короля и стортинга. Для политизированного норвежского общества было характерно появление различных объединений («ассоциаций»), новых газет и распространение политических митингов. В ходе конституционного конфликта 1872–1884 гг. о допуске министров в стортинг оформились две норвежские партии: либералы «Венстре» («левые») и консерваторы «Хёйре» («правые»). В 1887 г. была создана Норвежская рабочая партия (НРП). В 1889 г. принят закон о всеобщем обязательном семилетнем образовании, в 1898 г. – закон о всеобщем избирательном праве для мужчин (в 1913 – также для женщин).
Важными вехами норвежской внешнеполитической истории стали разграничение с Российской империей (Петербургская конвенция 1826) и договор с Великобританией и Францией (Ноябрьский трактат 1855, подписанный в ходе Крымской войны), обязавшихся помогать Соединённым королевствам в случае территориальных споров с Россией на Севере.
Отражением зарождавшегося норвежского национального самосознания стало творчество поэта-романтика, журналиста и общественного деятеля Х. Вергеланна (1808–1845). Он возглавил движение за реформу датского литературного языка, приближение его к народным норвежским диалектам. На их основе И. Осеном (1813–1896) был составлен т. н. ланнсмол; употреблявшийся в прессе и городской речи датско-норвежский язык стал называться риксмол; с 1929 г. они были переименованы в нюношк (новонорвежский) и букмол (книжный язык) соответственно. Оба эти языка поныне активно используются в Норвегии на официальном уровне.
После Наполеоновских войн экономика Норвегии была истощена, страна начала преодолевать кризис только в 1820-х гг. Постепенно восстановился экспорт леса в Великобританию, важным рынком сбыта пиломатериалов стала Франция. К началу 1870-х гг. экспорт норвежского леса составил почти 40 % от общего товарного экспорта страны. Рыболовство – вторая по значению экспортная отрасль – пострадала от войны меньше. Благоприятные природные условия и увеличение числа участников рыбных промыслов привели к росту уловов, расширению рынка сбыта и ассортимента экспортируемых морепродуктов (кроме нескольких видов сельди и привычной трески на внешний рынок стала поступать разрезанная солёно-вяленая треска – «клиппфиск»). Помимо британского и российского рынков, Норвегия заявила о себе на шведском, средиземноморском и латиноамериканском рынках. К 1870-м гг. стоимость экспорта норвежской рыбы в процентном отношении примерно равнялась стоимости экспорта леса. Судоходство в Норвегии также успешно восстановилось, и к 1878 г.
Норвегия по тоннажу торгового флота занимала уже третье (после Великобритании и США) место в мире – 1,5 млн нетто-тонн (6,1 % мирового тоннажа), число моряков достигло 50 тыс. человек. Большой прорыв в этой сфере произошёл после отмены в 1849 г. британского Навигационного акта, что позволило норвежским кораблям включиться в конкурентную борьбу на британском рынке грузоперевозок. С 1850-х гг. ускорилось развитие земледелия и животноводства. В северных районах Норвегии по-прежнему ключевую роль играла поморская торговля с Архангельской губернией Российской империи, хотя её доля в норвежской торговле в целом была невелика (5 % – ввоз, 6 % – вывоз). Торговля через Балтийское и Белое моря осуществлялась на основе российско-шведско-норвежских договоров 1817, 1828 и 1834 гг.
В 1840-х гг. возрождалась норвежская промышленность (появились текстильные фабрики и механические мастерские), что способствовало росту численности городского населения (с 8,8 % в 1801 до 13,3 % в 1855). Открылись первые норвежские банки: национальный (Norges Bank; учреждён Конституцией 1814, начал работу в 1816), сберегательный (Christiania Sparebank; основан в 1822, с 1926 Oslo Sparebank), коммерческий (Christiania Bank og Kreditkasse; основан в 1848, с этим названием с 1862), ипотечный (Norges Hypotekbank; основан в 1851). Символом нового века стало развитие железнодорожной сети Норвегии. Первая ветка между Кристианией и Эйдсволлем заработала в 1854 г. В 1890-х гг. начался переход от парусного флота к паровому.
Норвегия в 1905–1945 гг.
В первые годы 20 в. усилились противоречия в рамках шведско-норвежской унии. Камнем преткновения стал вопрос о норвежском внешнеполитическом представительстве. Правительству премьер-министра К. Микельсена и королю Оскару II не удалось договориться о создании независимой норвежской консульской службы. Принятый в одностороннем порядке законопроект стортинга о консулах был отвергнут королём, после чего правительство ушло в отставку. Король отказался сформировать новое правительство, признав тем самым свою неспособность выполнять функции норвежского монарха. На этом основании 7 июня 1905 г. стортинг принял резолюцию о расторжении унии. Последовала мобилизация на шведско-норвежской границе. 26 октября в Карлстаде при участии иностранных делегатов удалось достигнуть соглашения о мирном расторжении унии.
На очередном референдуме норвежцы предпочли монархическую форму правления республиканской (259 тыс. голосов против 69 тыс.). Королём был избран датский принц Карл, правивший в Норвегии до 1957 г. под именем Хокона VII. Российская империя первой из великих держав признала норвежскую независимость 29 октября 1905 г.
Международное положение Норвегии укрепилось благодаря гарантийному договору, подписанному с Россией, Германией, Англией и Францией 2 ноября 1907 г. Согласно этому документу, великие державы признавали территориальную неприкосновенность Норвегии, а договор 1855 г. отменялся. В 1910–1914 гг. Норвегия приняла активное участие в переговорах о международно-правовом статусе арктического архипелага Шпицберген, рассчитывая в перспективе получить над ним суверенитет. Осуществить задуманное удалось в 1920 г. подписанием Парижского договора о Шпицбергене, признанного СССР в 1924 г. в обмен на дипломатическое признание со стороны Норвегии. В мировой гонке к полюсам Норвегия первой достигла Южного полюса в 1911 г. (экспедиция Р. Амундсена).
В декабре 1912 г. Норвегия, Дания и Швеция подписали декларацию о постоянном нейтралитете, в августе 1914 г. официально его подтвердили. Однако в ходе Первой мировой войны норвежский нейтралитет подвергся серьёзному испытанию: торговый флот страдал от нападений немецких подводных лодок и минных полей, размещённых у побережья стран Антанты, которые в свою очередь контролировали внешнюю торговлю Норвегии (запрет экспорта в Германию рыбы и товаров стратегического назначения). Таким образом, Норвегия фактически являлась «нейтральным союзником» Великобритании.
В этот период при сохранении лидерства «Венстре» усилилось влияние НРП и её левого крыла. На волне общественного недовольства правительство провело ряд социальных реформ: установило 10-часовой рабочий день (1915), 48-часовую рабочую неделю (1919, переход на 40-часовую рабочую неделю произошёл в 1977). 6 июня 1917 г. по стране прокатилась первая в истории Норвегии всеобщая забастовка с демонстрациями против высоких цен. С 1919 по 1926 гг. в стране действовал запрет на крепкие спиртные напитки. В 1920-х – начале 1930-х гг. правительство формировали «Хёйре», «Венстре» и «Крестьянская партия» (Bonderpartiet; создана в 1920, с 1959 партия Центра), проводившие либеральную экономическую политику. В 1921 г. была основана Норвежская социал-демократическая рабочая партия (НСДРП), объединившаяся с НРП в 1927 г.; в 1923 г. – Коммунистическая партия Норвегии (КПН). В 1932–1933 гг. были основаны правые партии: Норвежская национал-социалистическая партия (Norges Nasjonal-Socialistiske Parti, с 1934 Норвежская национал-социалистическая рабочая партия, Norges Nasjonal-Socialistiske Arbeiderparti) во главе с Э. Нильсеном, «Национальное единение» (Nasjonal Samling) во главе с В. Квислингом (1887–1945) и Христианская народная партия (ХНП).
В 1935–1940 гг. у власти утвердилось правительство Ю. Нюгорсволла (НРП); была осуществлена реформа пенсионного и фабричного законодательства, введено страхование по безработице, увеличены иностранные инвестиции (за 1919–1937 доля иностранного капитала – французского, британского, американского – в экономике Норвегии увеличилась с 7 до 16 %). Социально-экономическая ситуация в межвоенный период характеризовалась высоким уровнем безработицы, не опускавшимся ниже 10 %. Максимум (33 %) был достигнут в годы мирового экономического кризиса 1929–1933 гг.
В 1920–1930-х гг. Норвегия играла заметную роль в международных отношениях и процессе мирного урегулирования, став членом Лиги Наций. Под руководством норвежского арктического исследователя и дипломата Ф. Нансена был реализован ряд гуманитарных программ (помощь голодающим, беженцам и пр.). Активную деятельность по координации политики малых государств с целью сохранения мира в Европе проводил министр иностранных дел Х. Кут. Норвегии удалось расширить территорию за счёт присоединения новых земель в Арктике (архипелаг Шпицберген, о. Ян-Майен) и заявить претензии в Антарктике (Земля Королевы Мод, 1939). Однако попытки подчинить восточное побережье Гренландии привели к конфликту с Данией (1931–1933).
В начале 20 в. в экономическом отношении Норвегия представляла собой индустриально-аграрную страну. Удельный вес промышленного производства (в том числе строительства, энергетики, горнодобывающей промышленности) составлял 25 % ВВП, в то время как на сельское, лесное хозяйство и рыболовство приходилось 23 %. Появились новые отрасли промышленности: химическая, электрохимическая, цветная металлургия, электрометаллургия, гидроэнергетика. Развивалась транспортная система страны: за первые 15 лет 20 в. длина железных дорог увеличилась вдвое. Усиливалось значение автомобильного транспорта. Росло количество банков, в том числе коммерческих. При этом Норвегия являлась страной-должником и сильно зависела от иностранного капитала (в 1914 государственный долг составлял 357 млн крон, в 1925 – 1,73 млрд). Усиление частного, в том числе иностранного, контроля над природными ресурсами Норвегии (водопадами, рудниками, лесными участками) привёл к внутриполитической борьбе в стортинге и выработке под нажимом «Венстре» и НРП концессионного законодательства (1909). В межвоенный период растущими отраслями норвежской экономики, помимо электрохимической и электрометаллургической отраслей промышленности, стали морские грузоперевозки и китобойный промысел.
Норвегия отказалась от подписания договора о ненападении с Германией в апреле 1939 г., а с началом Второй мировой войны объявила себя нейтральным государством. Тем не менее она оказалась в фокусе военно-стратегических интересов четырёх воюющих держав (Великобритании, Франции, СССР и Германии). Норвежская территория рассматривалась западными государствами как плацдарм для антисоветских действий. В ходе советско-финляндской войны 1939–1940 гг. Норвегия отклонила требование Великобритании и Франции пропустить англо-французские экспедиционные силы через её территорию в Финляндию.
9 апреля 1940 г. Норвегия была оккупирована гитлеровской Германией. В ходе внезапной и скоординированной операции все норвежские гавани от Осло до Нарвика оказались в руках Германии, лишившейся при этом одного из новейших крейсеров своего ВМФ. Потопление «Блюхера» в Осло-фьорде вместе со штабным персоналом и войсками, предназначенными для захвата Осло, позволило норвежскому политическому руководству выиграть время и в июне 1940 г. покинуть столицу. Норвежское правительство эмигрировало в Лондон, откуда управляло торговым флотом (7 % мирового тоннажа), обслуживавшим нужды союзников по антигитлеровской коалиции (немцам удалось завладеть лишь 15 % от общего числа судов норвежского флота).
В апреле 1940 г. В. Квислинг объявил о создании «национального правительства», готового сотрудничать с оккупантами. Но вскоре Гитлер его распустил и назначил норвежским рейхскомиссаром Й. Тербовена (1898–1945), фактически управлявшего Норвегией. 1 февраля 1942 г. Квислинг был назначен министром-президентом марионеточного правительства. В Лондоне активно действовало норвежское правительство в эмиграции во главе с Ю. Нюгорсволлом, там же находились король Хокон VII и наследный принц Улаф. В ответ на политику нацификации и репрессий в стране возникло Движение Сопротивления. Начавшись в форме пассивного протеста и забастовок, оно приобрело организованный военный характер – была создана организация «Милорг» (от норв. militær organisasjon – военная организация). Возглавляла его небольшая группа («Кружок», норв. Kretsen) выходцев среднего класса и Координационный комитет из представителей крупных общественных организаций. В декабре 1940 г. в знак протеста подали в отставку члены Верховного суда Норвегии. Весной 1942 г. большинство епископов и представителей духовенства оставили свои должности в ответ на требование нацистских властей провести торжественное богослужение в древнем Нидаросском соборе г. Тронхейм по случаю вступления Квислинга в должность министра-президента. К протесту присоединились спортивные и другие общественные организации.
В 1943 г. «Внутренний фронт» во главе с П. Бергом окончательно оформился и был признан правительством в Лондоне. Норвежские патриоты организовали ряд крупных актов саботажа, например срыв производства тяжёлой воды в Рьюкане на юге Норвегии. Движение Сопротивления препятствовало массовой мобилизации норвежской молодёжи в германскую армию после объявления Квислингом войны СССР в августе 1943 г. Однако около 5–6 тыс. норвежцев участвовали в войне на стороне Германии. В ходе Петсамо-Киркенесской операции осенью 1944 г. Красная Армия нанесла поражение гитлеровским войскам в Норвегии. 8 мая 1945 г. германские части на территории Норвегии капитулировали. Во время войны Норвегия потеряла около 10 тыс. человек, более половины торгового флота, государству был нанесён существенный экономический ущерб. В 1941–1945 гг. в Норвегию властями нацистской Германии было доставлено около 100 тыс. советских военнопленных для использования на строительных работах, около 14 тыс. из них погибли.
Норвегия после 1945 г.
Ликование от победы 1945 г., широкое празднование национального праздника 17 мая и встреча короля 7 июня сменились тяжёлыми буднями, связанными с восстановлением страны из руин. Сильнее других регионов пострадал север Норвегии, где немцы использовали тактику выжженной земли. Материальный ущерб от войны экономисты оценили в 17,5 млрд крон по довоенному курсу.
Период 1945–1973 гг. характеризовался мощным и стабильным экономическим подъёмом. Население Норвегии выросло с 3,15 до 3,9 млн человек. В связи с развитием постиндустриального общества в Норвегии стремительно росла занятость в сфере услуг. Из отраслей, работавших на внутренний рынок, на первом месте находились пищевая (в том числе производство алкогольных напитков) и табачная, текстильная промышленность, металлургия и машиностроение. На экспорт ориентировались судостроение, производство пиломатериалов. Важное место стала занимать полиграфическая промышленность. Увеличилась доля городского населения. Возросло число молодых людей, стремившихся получить высшее образование. Доля работающих замужних женщин за период 1946–1970 гг. увеличилась с 4 до 20 %; к 1972 г. 45 % норвежских женщин имели оплачиваемую работу. Безработица, имевшая место в межвоенный период, фактически исчезла ещё в годы войны. Уровень благосостояния норвежцев существенно вырос: в 1940-х гг. почти 40 % расходов шло на питание, через 25 лет – менее 25 %; с 1949 по 1974 гг. количество личных автомобилей возросло в 12 раз; в семьях появились радиоприемники, а затем – телевизоры. К 1970-м гг. была установлена пятидневная рабочая неделя. Изменился характер занятости: если в конце 1940-х гг. ⅓ населения занималась сельским хозяйством, рыболовством и зверобойным промыслом, то к 1970 г. эта цифра сократилась до ⅑. Многие оставляли усадьбы, уходили в города; дома превращались в летние дачи, фермерство становилось «хобби». Технологическая революция в полной мере затронула первичный сектор экономики; увеличилась производительность труда.
В 1950–1960-х гг. норвежское общество стало обществом всеобщего благосостояния, характерной чертой которого служат обширный государственный сектор и активное участие государства в развитии общества. Историки видят корни этого феномена в последней четверти 19 в. и связывают с укреплением авторитета НРП. Норвежская модель отличалась обеспечением полной занятости, сильным эгалитаризмом и распространением социальных гарантий на всех, а не только нуждающихся. Наиболее острую послевоенную проблему нехватки жилья государство решало путём жилищного субсидирования, финансирования нового строительства и регулирования жилищного рынка. В 1946 г. был создан Национальный жилищный банк (Husbanken), профинансировавший к 1980 г. строительство ⅔ послевоенного жилого фонда в городах и сельской местности. Большую популярность приобрели строительные кооперативы, где жильцы становились коллективными собственниками домов. В крупных городах было распространено коммунальное строительство. Для обеспечения равенства между регионами в 1960 г. был создан Фонд регионального развития. Впервые после 1837 г. была проведена реформа муниципального управления: с 1962 по 1965 гг. количество административных единиц – коммун – сократилось с 744 до 454.
Послевоенный период также отмечен «образовательным взрывом». С конца 1950-х гг. было введено обязательное девятилетнее обучение (вместо семилетнего), после которого подростки вместо прежних гимназий и профессиональных училищ обучались в т. н. единой школе дальнейшего обучения (videregående skole). В 1962 г. школьное образование получали ⅔ подростков в возрасте 15 лет, к 1970 г. – почти 100 %. Согласно школьной реформе 1994–1997 гг., норвежские школьники обучаются с 6 лет: 10 лет – общеобразовательная школа, 3 года – школа дальнейшего обучения. В 1970 г. 800 тыс. человек (20 % населения) получали высшее образование очно; количество студентов достигало 30 тыс. человек (перед войной – 5 тыс.). Появились новые университеты: в Бергене (1946), Тронхейме и Тромсё (1968). В 1969 г. открылись первые «высшие школы» в Кристиансанне, Молде и Ставангере, а также множество педагогических колледжей. Росло количество женщин-студентов: 16 % в 1950 г., 35 % в 1970 г. Государственные расходы на образовательные нужды увеличились с 10 % в 1950 г. до 17–18 % в 1970 г.
В обществе всеобщего благосостояния ключевую роль играла система социального обеспечения (forsorg), характерной чертой которой стали появившиеся в 1950–1960-х гг. различные виды страхования (вместо прежних пособий), а также государственные институты (больницы, дома престарелых и инвалидов, ясли и детские сады), на которые перекладывались обязанности по уходу за нетрудоспособными и пожилыми членами семьи. Росло число больниц и врачей, повышалось качество медицинских услуг.
В 1945–1965 гг. ведущую роль в политической жизни Норвегии играла НРП. С конца 1960-х гг., благодаря интенсивному освоению месторождений нефти и природного газа норвежского сектора шельфа Северного моря, Норвегия вышла на одно из первых мест в мире по ряду экономических показателей. После смерти короля Хокона VII (1957) ему наследовал сын Улаф V. Вплоть до 1971 г. у власти находились коалиционное правительство («Хёйре», «Венстре», Партия центра, ХНП) П. Бортена. В течение последующего десятилетия НРП периодически оказывалась у власти (Т. Браттели), с 1981 по 1986 гг. страной управляли «Хёйре» (К. Виллок). В 1986–1989 и 1990–1996 гг. действовало правительство во главе с первой в Норвегии женщиной на посту премьер-министра – Г. Харлем Брунтланн (от НРП). Вплоть до начала 2000-х гг. НРП сохраняла большинство мест в стортинге, однако после выборов 1996 г. была сформирована правительственная коалиция меньшинства (ХНП, Партия центра, «Венстре»), премьер-министром стал К. М. Бундевик.
Согласно реформе 2008 г., Церковь Норвегии перестала быть государственным институтом, каковым являлась почти два столетия по Конституции 1814 г. (за исключением периода 2-й мировой войны), и получила наименование «народная». Евангелическое лютеранство потеряло статус государственной религии. 1 января 2017 г. Церковь окончательно была отделена от государства, получив статус юридического лица. Тем не менее государственное финансирование Церкви, наряду с другими религиозными организациями, было сохранено.
После 2-й мировой войны Норвегия по-прежнему играла важную роль в международных организациях. Первым Генеральным секретарём ООН был избран бывший норвежский министр иностранных дел Т. Х. Ли. Норвегия отказалась от довоенной политики нейтралитета и после неудачных переговоров о создании скандинавского оборонительного союза вступила в НАТО (1949), что привело к осложнению отношений с СССР. В 1949–1957 гг. правительства НРП выступали против размещения ракетно-ядерного оружия и постоянного базирования иностранных войск на своей территории в мирное время, но в 1963 г., после решения стортинга об участии Норвегии в общей системе ПВО НАТО в Европе, норвежская позиция изменилась. В 1952 г. Норвегия стала основателем и членом Северного совета. В 1960 г. страна вступила в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Однако норвежцы не поддержали инициативу правительства по вступлению в Европейский союз, отвергнув её на референдумах 1972 и 1994 гг. (соответственно 53,5 и 52,2 % голосов против). В 1990 г. министр иностранных дел Т. Столтенберг занимал должность Верховного комиссара ООН по делам беженцев. В 1993 г. в Осло проходили мирные переговоры между Израилем и Организацией освобождения Палестины, завершившиеся подписанием соглашений. В 1998 г. норвежский политик Г. Харлем-Брунтланн возглавила Всемирную организацию здравоохранения. В 2001 г. Норвегия присоединилась к Шенгенскому соглашению о безвизовом режиме. Норвежские военные принимали участие в международных акциях НАТО в Хорватии и Боснии и Герцеговине (1992–1995), Косово (1996–2004), её военный контингент входил в состав Международных сил содействия безопасности в Афганистане (2001–2014).
В 2005 г. к власти вернулась левоцентристская коалиция во главе с НРП (в 2002–2014 её лидером был Й. Столтенберг). Её важнейшей задачей стало преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. (привёл к снижению темпов роста норвежской экономики на 2,75 %). Серьёзной проблемой стал рост экстремизма и ксенофобии: широкий международный резонанс получил террористический акт, совершённый 22 июля 2011 г. правым экстремистом, недовольным иммиграционной политикой правительства (погибли 77 человек). По результатам парламентских выборов 8–9 сентября 2013 г. Столтенберг был вынужден признать своё поражение: хотя НРП заняла 1-е место (35,4 %), правительство меньшинства сформировало блок из двух правых партий («Хёйре» и Партия прогресса) при парламентской поддержке центристов («Венстре» и ХНП). Лидер партии «Хёйре» Э. Сульберг стала второй женщиной на посту премьер-министра. Новое правительство, в состав которого впервые вошли представители Партии прогресса (основана в 1973), объявило о необходимости снижения налогов, увеличения расходов на инфраструктуру и образование, развития сектора услуг и ужесточения иммиграционной политики. Правительство Сульберг осталось у власти и по итогам выборов 11 сентября 2017 г.; оно смогло заручиться поддержкой парламентского большинства после присоединения к коалиции «Венстре» (январь 2018) и ХНП (январь 2019). В результате парламентских выборов 13 сентября 2021 г. большинство в парламенте получила левоцентристская коалиция, премьером стал лидер НРП (с 2014) Ю. Стёре.
Российско-норвежские отношения
В 1905 г. Россия первой из иностранных государств признала независимость Норвегии и установила с ней дипломатические отношения. 16 декабря 1991 г. Норвегия признала Россию государством – преемником СССР. 9 апреля 2019 г. в Санкт-Петербурге «на полях» форума «Арктика-территория диалога» состоялась встреча президента Российской Федерации В. В. Путина с премьер-министром Норвегии Э. Сульберг.
Осуществляется сотрудничество в сферах энергетики, туризма, рыболовства, управления совместными рыбными запасами, ядерной и радиационной безопасности; особое место в двусторонних отношениях отводится поддержанию особого статуса архипелага Шпицберген.
С апреля 2014 г. Норвегия последовательно поддерживает антироссийские санкции ЕС, введённые в связи с вооружённым конфликтом на юго-востоке Украины и началом Специальной военной операции России на Украине 2022 г.