Нормативные требования охраны труда
Нормати́вные тре́бования охра́ны труда́, закреплённые в нормативных правовых актах условия сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Являются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любой деятельности, в том числе при: проектировании, строительстве/реконструкции, эксплуатации объектов; конструировании машин, механизмов и другого оборудования; разработке технологических процессов; организации производства и труда.
В ст. 212 Трудового кодекса РФ указанные требования именуются государственными в связи с тем, что они закрепляются в нормативных правовых актах РФ и её субъектов. Часть 1 данной статьи предусматривает, что такими требованиями устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, которые объединяет общая направленность – охрана труда работников.
Основным источником, регулирующим порядок создания нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и предусматривающих их классификацию, являются Правила разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утверждённые постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2022 г. № 255. В отличие от предшествующего подзаконного акта аналогичной направленности, новые Правила используют несколько иную классификацию.
Определены следующие виды нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда:
1. Правила по охране труда – документы, которые устанавливают порядок безопасного осуществления определённых видов трудовой деятельности. К примеру, Правила по охране труда при проведении водолазных работ, утверждённые приказом Минтруда России от 17 декабря 2020 г. № 922н, определяют в качестве общих положений основные опасные и вредные производственные факторы, воздействующие на работника, и требования к составу работников организации, осуществляющей водолазные работы. Кроме того, указанным актом регулируются порядок оформления работ и специфика осуществления отдельных их видов – подводных взрывных работ, судоподъёмных работ и т. д.
2. Иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.
С учётом упомянутых выше изменений законодательства к иным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся следующие виды:
1) Стандарты безопасности труда – документы, подробно регламентирующие определённые правила и процедуры обеспечения здоровых и безопасных условий труда. Например, ГОСТ 12.0.004-2015 устанавливает порядок обучения и проверки знаний по безопасности труда лиц, занятых трудовой деятельностью. Указываются основные виды обучения, категории обучаемых, место обучения, оформление результатов проверки.
Подобным образом, используя термин «стандарт» в качестве эталона, устанавливаются критерии, которым должны соответствовать средства индивидуальной защиты, – так, в частности, свойства специальной одежды работников, на которую воздействуют нефть и нефтепродукты (сопротивляемость раздиранию, максимальная нефте- и водопроницаемость и т. д.), определяются ГОСТ 12.4.310-2020.
2) Типовые инструкции по охране труда, которые, как правило, включают в себя не менее 5 частей:
общие требования безопасности: приводится, в первую очередь, перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе трудовой деятельности, и указываются проводимые работодателем мероприятия по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
требования безопасности перед началом работы: определяется правильный порядок применения специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты; указывается, каким образом необходимо подготовить рабочее место с целью недопущения возникновения нештатных ситуаций;
требования безопасности во время работы: максимально подробно описываются правила осуществления трудового процесса;
требования безопасности в аварийных ситуациях: содержится перечень мер, которые необходимо предпринять в конкретной аварийной ситуации (например, при обнаружении утечки газа в баллоне при выполнении газосварочных работ необходимо приостановить выполнение работы);
требования безопасности по окончании работ: определяются порядок безопасного отключения оборудования по окончании работы, правила передачи использовавшихся в работе средств индивидуальной защиты работодателю, утилизации остатков использовавшихся материалов и т. д.
На основе действующих в отрасли правил охраны труда, чаще – на основе типовой инструкции по охране труда работодатель разрабатывает собственную инструкцию по охране труда, с которой и знакомит работника.
Различия между понятиями «стандарты безопасности труда» и «правила по охране труда» довольно расплывчаты, и по содержанию в определённой части они могут совпадать. Вместе с тем это сложно считать большим недостатком, поскольку все соответствующие нормативные правовые акты применяются совместно.
3) Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (например, санитарные правила и нормы – СанПиН, гигиенические нормативы) – документы, определяющие безопасные уровни воздействия на работников определённых факторов производственной среды (физических, химических, биологических) и трудового процесса (тяжести и напряжённости).
Классификация неблагоприятных факторов приводится в ст. 13 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Как известно, воздействие многих производственных факторов до определённого уровня считается условно безопасным для человеческого организма. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы как раз и устанавливают определённые «пороговые» уровни воздействия на работника излучения, шума, химических соединений и т. п., которые не должны превышаться работодателем.
Например, СанПиН 2.6.1.2800-10 «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счёт источников ионизирующего излучения» устанавливает, что в организациях, осуществляющих работы в подземных условиях (неурановые рудники, шахты, подземные производства), эффективная годовая доза облучения работников за счёт природных источников ионизирующего излучения в производственных условиях не должна превышать 5 мЗв. При превышении этого норматива должны приниматься меры по снижению доз облучения работников ниже этого уровня или рассматриваться вопрос о прекращении (приостановке) работ.
4) Единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты. Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств» установлено, что с 1 сентября 2023 г. и по 1 сентября 2029 г. в России действуют Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств.
Указанные Единые нормы включают в себя три разновидности:
единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты по профессиям (должностям);
единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты в зависимости от идентифицированных опасностей;
единые типовые нормы выдачи дерматологических средств индивидуальной защиты и смывающих средств.
Разница между нормами первой и второй групп заключается в особенностях конкретизации трудовой функции работника. В первом случае основанием для выдачи средств индивидуальной защиты служит работа по определённой профессии с присущим ей сочетанием неблагоприятных факторов: аккумуляторщик получает костюм для защиты от растворов кислот и щелочей, в том числе с головным убором, перчатки для защиты от растворов кислот и щелочей и т. д. Во втором случае вне прямой связи с профессией или должностью могут быть выявлены (идентифицированы) опасности, несущие угрозу для работника, – например, скользкие или обледенелые поверхности могут привести к падению работника (профессия в данном случае роли не играет) вследствие потери равновесия, поэтому он должен быть обеспечен работодателем специальной обувью для защиты от скольжения.
Наконец, третья группа типовых норм предполагает наличие таких работ, которые связаны с обстоятельствами дерматологического характера, когда работник сталкивается в процессе трудовой деятельности либо с загрязнениями, которые необходимо удалять (например, для удаления общих загрязнений – грязи, уличной пыли и т. п. – работодатель обеспечивает работника смывающими средствами в объёме 250 мл в месяц), либо с биологическими (бактерии, микроорганизмы, клещи) факторами или условиями окружающей природной среды (ультрафиолетовое излучение), – в этом случае работодатель обеспечивает работника не только специальной одеждой и обувью, но и репеллентами, бактерицидными средствами и т. д., в зависимости от специфики условий труда.
При условии добросовестного их соблюдения работодателем и эффективного надзора и контроля за таким соблюдением государственные нормативные требования охраны труда являются действенным инструментом обеспечения здоровых и безопасных условий труда, начиная с этапа проектирования производственных или, например, санитарно-бытовых помещений, создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда у работодателя и заканчивая организацией рабочего места для конкретного работника. Вместе с тем неисполнение данных требований чревато привлечением работодателя к юридической ответственности. В частности, статья 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации», как видно из самого названия, предусматривает ответственность именно за такое неисполнение. В качестве наказания выступает наложение административного штрафа, а за повторное нарушение для должностных лиц возможна дисквалификация, а для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц – административное приостановление деятельности. Если же вследствие нарушения требований охраны труда лицом, обязанным их соблюдать, был по неосторожности причинён тяжкий вред здоровью человека или наступила смерть одного и более человек, наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 143 Уголовного кодекса РФ «Нарушение требований охраны труда».
Сравнивая действующие в Российской Федерации государственные требования с аналогичными актами, принятыми в других сопоставимых по уровню промышленного развития государствах, можно отметить их безусловное сходство, что объясняется соблюдением стандартов труда, зафиксированных в актах Организации Объединённых Наций, Международной организации труда и в международных соглашениях. Типичный пример: трудовое законодательство Соединённых Штатов Америки, в котором в качестве одной из двух подгрупп выделяется законодательство о минимальных трудовых стандартах на рабочих местах. В состав этой подгруппы включаются нормативные правовые акты об охране труда – в том числе предусматривающие технические и медицинские нормы, обязательные для работодателей (Неверова. 2015).