Стюард Джулиан Хайнс
Стю́ард Джу́лиан Хайнс (Джулиан Хайнс Стьюард, Julian Haynes Steward) (31.1.1902, Вашингтон – 6.2.1972, Эрбана, штат Иллинойс), американский антрополог и археолог. Окончил Корнеллский университет (1925), учился также у А. Крёбера и Р. Лоуи в Калифорнийском университете в Беркли (в 1929 защитил диссертацию «Церемониальная клоунада американских индейцев»). Преподавал в университетах: Мичиганском (1928–1930), Юты (1930–1933), Колумбийском (1946–1952) и Иллинойском (1952–1968). В 1935–1946 гг. работал в Бюро по делам индейцев и Смитсоновском институте, в рамках которого основал Институт социальной антропологии (1943). Член Национальной академии наук (1954), Американской антропологической ассоциации, один из создателей Национального научного фонда США. Проводил полевые исследования среди индейцев США (в основном у шошонов) и в Пуэрто-Рико, участвовал в археологических экспедициях в Калифорнии, Неваде, Айдахо и Орегоне, инициатор создания Комитета по восстановлению археологических памятников, вместе с У. Беннеттом и Г. Уилли разработал проект Долины Виру в Перу.
Стюард – один из крупнейших представителей неоэволюционизма и теоретиков социальной эволюции. Ввёл понятие многолинейной эволюции и разработал концепцию многолинейной эволюции культуры. По мнению Стюарда, все культуры развиваются однообразно, по одним и тем же законам. Причину их несходства он видел в специфике природных условий, которые формировали разные техники адаптации и специализацию культур. Общества, находящиеся в сходных природных условиях и на одном уровне технологического развития, эволюционируют сходным образом. Этот феномен «параллельной эволюции» объясняет совпадение процессов развития обществ, не контактирующих между собой. В противоположность культурным ареалам школы Ф. Боаса, Стюард предложил классификацию обществ по культурным типам, возникающим вследствие адаптации к среде и характеризующим одинаковый уровень интеграции. Экологический подход Стюарда к объяснению специфики культурных типов привёл к созданию теории и методологии культурной экологии как учения об адаптации культуры к конкретной социальной и физической среде. Но, в отличие от приверженцев экосистемной антропологии, Стюард практически полностью игнорирует биологическую природу человека и отрывает культуру от её носителей.
Труды Стюарда (прежде всего его основная теоретическая книга «Теория культурных изменений») послужили методологической основой для культурной антропологии США в 1970–1980-х гг. и «новой археологии».