Научно-техническая политика
Нау́чно-техни́ческая поли́тика, составная часть государственной социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования. К принципам осуществления научно-технической политики относят: признание науки социально значимой отраслью; гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов; гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований; поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники и др.
Основным документом, определяющим российскую научно-техническую политику, остаётся «Доктрина развития российской науки» 1996 г., одобренная Указом Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 884. В РФ науку и её научный потенциал рассматривают как национальное достояние, определяющее будущее государства, это приоритетная государственная задача. Долгосрочные прогнозы научно-технологического развития – это документы стратегического планирования, на основе которых формируется единая платформа для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера на базе аналитических исследований и прогнозов международных организаций, национальных научных организаций, крупных корпораций, международных профессиональных ассоциаций, патентной и статистической информации, международной и российской базы научных журналов и др. (Прогноз научно-технологического развития РФ до 2030). Приоритетные направления государственной научно-технической политики формируются научным сообществом на регулярной основе не реже одного раза в 4 года с целью уточнения ориентиров развития научно-технического потенциала с учётом глобальных тенденций (постановление Правительства РФ от 22 апреля 2009 № 340).
В Российской Федерации утверждены следующие приоритетные направления развития науки, технологий и техники:
1) безопасность и противодействие терроризму;
2) индустрия наносистем;
3) информационно-телекоммуникационные системы;
4) науки о жизни;
5) перспективные виды вооружения, военной и специальной техники;
6) рациональное природопользование;
6.1) робототехнические комплексы (системы) военного, специального и двойного назначения (п. 6.1 внесён Указом Президента РФ от 16 декабря 2015 № 623);
7) транспортные и космические системы;
8) энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика (Указ Президента РФ от 7 июля 2011 № 899).
Научно-техническая политика предусматривает: создание возможности для выявления талантливой молодёжи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций; создание условий для проведения исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической, инновационной деятельности и лучшим российским и мировым практикам; результативности и востребованности исследований и разработок; формирование модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития и др. Как самостоятельный приоритет выделена фундаментальная наука. Декларируется, что наука функционирует по своим законам, не обязательно совпадающим с логикой административного управления. Фундаментальная наука определена как системообразующий институт развития нации, ответственность за развитие которого принимает на себя государство (Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 № 642). Ежегодно общее собрание Российской академии наук утверждает доклад «О реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации», в соответствии с которым определяет дальнейшее развитие научно-технической политики государства.
В РФ управление научной и научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления в пределах, не нарушающих свободу научного творчества. Со стороны государства управление научно-техническим развитием осуществляют Совет при Президенте РФ по науке и образованию (определение стратегических целей, задач и приоритетов научно-технического развития); Комиссия по научно-технологическому развитию (координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной научно-технической политики и др.); Управление Президента РФ по научно-технической политике (обеспечение реализации Президентом РФ полномочий по определению основных направлений государственной политики в области науки и образования); Департамент государственной научной и научно-технической политики Министерства науки и высшего образования РФ; органы государственной власти субъектов РФ.
Научно-техническая политика зарубежных стран имеет свои особенности. В частности, в Германии ведущую роль в управлении научно-техническим развитием играют независимые агентства по управлению проектами, которые несут ответственность за реализацию государственных программ. Наравне со значительным числом бюджетных научно-исследовательских учреждений действуют центры исследований и инноваций, финансируемые промышленностью.
Научно-технологическая политика Великобритании имеет 3 приоритетных направления: разработка актуальных задач научно-технологической повестки; развитие международного сотрудничества; поддержка малых и средних предприятий в инновационной сфере. Для реализации данных направлений создана система управления научно-технологического развития:
1) Управление науки и инноваций в структуре Департамента торговли и промышленности; возглавляется главным научным советником премьер-министра, осуществляет формирование и реализацию научно-инновационной политики; включает в себя: исследовательские советы (8) по направлениям науки – центральный, физико-технический, по медицине, по экологии и другие (отвечают за распределение бюджета), Совет по науке и технологиям (высший консультативный орган при премьер-министре, контролирует деятельность Управления науки и инноваций), Королевское научное общество, Королевскую инженерную академию;
2) Парламентский комитет по взаимодействию с научным сообществом;
3) Парламентская консультативная служба по науке и технологиям;
4) Комитет Палаты лордов по науке и технологиям;
5) Комитет Палаты общин по науке и технологиям.
В США руководство научно-технологическим развитием осуществляют Управление научно-технической политики при Президенте США; Национальный совет по науке и технологиям, объединяющий работу 4 комитетов: по науке, по технологиям, по окружающей среде и природным ресурсам, по внутренней и национальной безопасности; Президентский совет по науке и технологиям; Национальный научный фонд; по отдельным направлениям науки за регулирование отвечают Министерство обороны, Национальное аэрокосмическое агентство и др.
В Японии научно-техническую политику координирует Генеральный совет по науке, технологиям и инновациям при премьер-министре, в структуре которого действует Комитет по вопросам бюджетной стратегии в области науки, технологий и инноваций. Значимые полномочия в сфере научно-технического развития у Агентства науки и технологий, Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий, Министерства экономики, торговли и промышленности и др. Особую роль играют государственные фонды: поддержки научных исследований, развития стратегии творческих исследований и т. д.
В Евросоюзе научно-техническая политика осуществляется в соответствии с рамочными программами научно-технического развития ЕС, первая из которых была принята в 1983 г. (РП1). Рамочные программы стали основным инструментом научно-технической политики ЕС, до 2027 г. действует РП9.
На международном уровне принята «Декларация об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества» (1975), устанавливающая основные критерии научной деятельности. В ООН вопросами научно-технического сотрудничества ведают ЭКОСОС (Комиссия по науке и технике, Центр по науке и технике), ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ВОЗ, Университет ООН, ФАО, ПРООН и др.