Аккультурация
Аккультура́ция (от лат. ad – к и культура), процесс взаимовлияния культур при непосредственном длительном контакте их носителей на групповом и на индивидуальном уровнях. Понятие «аккультурация» было введено в конце 19 в. британскими антропологами и широко применялось для обозначения однонаправленного процесса уподобления или передачи отдельных элементов одной культуры другой (У. X. Хоумз, Ф. Боас, У. Дж. Мак-Ги). Американские антропологи в 1920–1930-х гг. исследовали аккультурацию в связи с изучением влияния доминирующей культуры на коренное население Америки (М. Мид, Р. Г. Лоуи, М. Дж. Херсковиц, Р. Редфилд, Р. Линтон и др.). Культурный контакт рассматривался в контексте социального неравенства контактирующих групп с однонаправленным характером влияния, и исследователи выделяли донорскую и реципиентную группы, а сам процесс описывали как «приём» (acceptance, adoption) или «отторжение» (rejection) элементов донорской культуры. Линтон ввёл различение насильственной и ненасильственной аккультурации. Херсковиц подчёркивал, что реципиентная культура производит отбор элементов донорской в «культурном фокусе», адаптируя и изменяя или отторгая их. Редфилд, Линтон и Херсковиц предложили унифицированную методику исследования аккультурации (Меморандум 1935). Совет по социальным исследованиям Колумбийского университета организовал семинар, итоговый документ которого (1954) развивал подход Меморандума 1935 г. Если прежде под влиянием диффузионизма и исторической школы Боаса фокусом исследований были характеристики взаимодействующих культур (т. н. cultural traits), то авторы документа 1954 г. в традициях функционализма рассматривали культуру как систему, уподобляя аккультурацию взаимодействию «организмов».
В конце 1960-х – начале 1970-х гг. модели, наделяющие аккультурацию чертами универсальности, автоматизма и необратимости, подверглись критике. Изображение в них коренных народов как пассивных реципиентов доминирующей культуры и недооценка их положения в иерархии власти оправдывали насильственную аккультурацию, маргинализацию и санкционирование программ направленных культурных изменений в целях национальной интеграции и помощи «отсталым группам». В дальнейшем проблематика аккультурации изучалась в основном в социальной психологии на индивидуальном уровне (изучение стресса аккультурации в иммигрантских группах в США), в антропологии и социологии с конца 1960-х гг. интерес к проблеме аккультурации снизился.
В советской этнографии 1960–1980-х гг. в рамках формировавшейся концепции «единого советского народа» концепции аккультурации и ассимиляции сыграли продуктивную роль в развитии теории этнических процессов. В качестве особенностей аккультурации выделялось сохранение черт исходной культуры при обретении новых, что отличало её от т. н. культурной ассимиляции, где исходная культура вытеснялась заимствованной.
Современные исследователи пришли к пониманию аккультурации как многомерного разнонаправленного процесса. Термин «аккультурация» вытесняется терминами «культурная гибридизация», «поликультурализм», «маргинализация» и др. В 21 в. он применяется в основном в кросс-культурной психологии, где подчеркивается, что аккультурация носит ситуационный характер, а индивид располагает различными стратегиями взаимодействия с новой культурой; индивидуальная степень аккультурации лучше отображается в серии индексов аккультурации, а не в едином показателе. Апробированы десятки таких индексов, различающихся как по характеристикам аккультурации (показатели языковой аккультурации, социальных связей, повседневных привычек, культурного стиля и др.), так и по особенностям контактирующих групп.