#Культура коренных народов Амазонии и Оринокии
Культура коренных народов Амазонии и Оринокии
Тег

Культура коренных народов Амазонии и Оринокии

Культура коренных народов Амазонии и Оринокии
Найденo 26 статей
Народы
Мачигенга
Мачиге́нга, индейский народ группы южных араваков на востоке и юго-востоке Перу. Живут в бассейне рек Урубамба и Мишагуа (север департамента Куско и юг департамента Укаяли), часть – на реке Мадре-де-Дьос (департамент Мадре-де-Дьос), группа номацигенга – рядом с ашанинка на реках Эне и Перене (департамент Хунин). Говорят на языке мачигенга ветви кампа южной подсемьи аравакских языков (официальный язык). Письменность на основе латинского алфавита. Распространён также испанский язык. Численность около 18,9 тыс. человек; номацигенга – 11,2 тыс. человек (2017, перепись). Несколько изолированных общин мачигенга (когапакори) избегают контактов с внешним миром. Свыше половины – христиане, остальные сохраняют традиционные верования.
Мужчины мачигенга
Съезды
Съезд коренных народов Амазонии
Съезд коренны́х наро́дов Амазо́нии, съезд представителей коренных народов Амазонии (португ. Encontro das Nações Indígenas do Xingu), шестидневный форум, проходивший в г. Альтамира (штат Пара, Бразилия) в феврале 1989 г. по инициативе народа каяпо (всего участвовало более 600 представителей десятков народов региона). Съезд был созван с целью привлечь внимание к экологическим и политическим последствиям действий бразильского правительства, инфраструктурных проектов и деятельности нелегальных золотодобытчиков. Событие широко освещалось в СМИ по всему миру (его посетил музыкант Стинг) и стало важной вехой в жизни коренных народов. Непосредственным поводом к созыву съезда послужили планы строительства ГЭС Карарао (после 1989 переименована в Белу-Монти) на реке Шингу, которое угрожало интересам местных жителей. Стали знаменитыми фотографии, где женщина каяпо по имени Туира грозит мачете главе энергетической компании Eletronorte, участвовавшей в подготовке проекта. После съезда проект был приостановлен, модифицирован и возобновлён лишь в 2010 г. Второй съезд коренных народов Амазонии состоялся в 2008 г. Борьбе индейцев против ГЭС посвящён короткометражный фильм режиссёра Дж. Кэмерона «A Message from Pandora» («Послание с Пандоры»; 2010), который увидел в борьбе против ГЭС параллели с сюжетом фильма «Аватар» («Послание с Пандоры» вошло в коллекционное издание «Аватара» на DVD).
История
Региональные организации
Федерация туземных общин реки Ампияку
Федера́ция тузе́мных общи́н реки́ Ампия́ку (Federación de Comunidades Nativas del Ampiyacu, FECONA), общественная организация в Перу, представляющая интересы коренных народов, которые проживают в районе рек Путумайо, Ампияку и их притоков (18 общин бора, уитото и других в национальном парке Ягуас). Основана в 1988 г. Имеет социальные и экономические функции (административные функции, защита территории и прав её жителей, управление ресурсами, организация производства и продажи традиционных ремесленных изделий и др.). Входит в более крупное объединение – Региональную организацию коренных народов востока Перу (Organización Regional de los Pueblos Indígenas del Oriente, ORPIO), которая включает 23 федерации и ассоциации на территории региона Лорето.
История
Народы
Индейцы
Инде́йцы, группа народов, коренное население Америки. Название (буквально – индийцы) дано в конце 15 в. испанскими мореплавателями, принявшими открытую ими Америку за Индию. Со 2-й половины 20 в. чаще употребляются термины «коренные американцы», «американские аборигены», «туземные народы Америки» (англ. Native, Original Americans, Aboriginal Peoples, Amerindian, в Канаде – First Nations и другие, исп. pueblos indígenas и др.). Индейцы принадлежат к американоидной расе, ныне в большинстве своём метисированы. В разной степени сохраняют индейские языки. Индейцы Северной Америки в основном католики и протестанты (некоторые народы на Аляске исповедуют православие), индейцы Латинской Америки – католики, также растёт число протестантов (главным образом в Амазонии и в Андских странах). В колониальный период сформировались синкретические индеанистские культы: «Религия Длинного дома» (в начале 19 в. у ирокезов), пейотизм (в 19 в. на севере Мексики), Пляска Духа (2-я половина 19 в.), шейкеризм (на северо-западе Северной Америки), Церковь Креста (в 1970-х гг. в бассейне реки Укаяли) и др. Ряд народов сохраняет традиционные культы. Общая численность до 67 млн человек (вместе с метисами).
Мужчина ваура (социокультурная общность шингуано) раскрашивает себя уруку. Парк коренных народов Шингу, община Пиюлага (Бразилия). 2013
Система земледелия
Чагра
Ча́гра, в Южной Америке (в Амазонии и Оринокии) – плантация в области дождевых и галерейных тропических лесов, а также в кустарниковых льяносах, возделываемая методом подсечно-огневого земледелия. Площадь чагры варьируется от нескольких сотен до нескольких тысяч квадратных метров. На чагре одновременно культивируется 13–15 видов растений, включая их разновидности (горький и сладкий маниок, кормовые и сладкие бананы, батат, кукуруза, различные виды тыквенных, папайя, хлопок, жгучий перец, табак, кока, персиковая пальма, тростник для стрел и др.). Истощение почвы под чагрой и снижение урожайности растений происходит через 3–5 лет, по истечении этого времени участок забрасывается, на новом месте закладывается следующая плантация. Урожай с чагры составляет основу питания коренных народов Амазонии и Оринокии, дополняемую продуктами охоты, рыболовства и собирательства.
Несгоревшие полностью стволы деревьев на чагре. Парк коренных народов Шингу, община ваура Пиюлага, Бразилия. 2013
Цветковые растения
Копаифера
Копаифе́ра, название деревьев рода Copaifera sp., семейства Fabaceae, подсемейства Caesalpinoideae (а также их смолы), произрастающих в тропических лесах бассейна Амазонки, приатлантических лесах Бразилии и в серрадо. Существует несколько десятков видов копаиферы. Дерево впервые описано в 1638 г. немецким астрономом, картографом и ботаником Г. Маргграфом и врачом В. Писо, которые назвали его «копаиба», не обозначая вид. Копаифера достигает в высоту 40 м, диаметр ствола до 4 м; медленно растёт и живёт до 400 лет. Смола копаиферы имеет сильный запах, напоминающий ладан. Коренные народы Амазонии используют затвердевшую смолу копаиферы для освещения своих жилищ, изготавливая из неё факелы; смола также применяется в народной медицине коренным и сельским населением Амазонии в качестве противовоспалительного, противозачаточного, противоопухолевого средства, наносится на кожу или принимается внутрь.
Женщина мацэс с факелом из смолы копаиферы
Виды спорта
Ука-ука
Ука́-ука́, традиционная спортивная борьба у народов шингуано (Бразилия, штат Мату-Гросу, Парк коренных народов Шингу) и бакаири (Бразилия, штат Мату-Гросу). Название получила от характерных возгласов – «ука-ука», которые издают борцы-мужчины в ходе поединка. Существуют мужская и женская разновидности ука-ука. Этот вид борьбы следует причислять к ритуальным действиям, демонстрирующим силу, ловкость и выносливость соперников, – она никогда не была боевым искусством: в ней отсутствуют удары, болевые и удушающие приёмы, призванные нанести увечье противнику. К поверженному сопернику относятся уважительно, не демонстрируя триумф победителя; ему подают руку, помогают подняться с земли. В 21 в. ука-ука представлена на Всемирных играх коренных народов, проводящихся в Бразилии с 1996 г. В качестве эксперимента внесена в план подготовки офицеров военной полиции в бразильском штате Сан-Паулу. Приёмы ука-ука также изучаются некоторыми бойцами смешанных единоборств (Андерсон Силва).
Подростки ваура, тренирующиеся в борьбе ука-ука
Пища
Масато
Маса́то, ферментированный слабоалкогольный напиток. Приготавливается коренными народами Амазонии и Оринокии из корнеплодов (горького и сладкого маниока), различных плодов, фруктов (бананов, ананасов) и кукурузы, также известен как чича. Масато можно назвать индейским пивом. Существует два вида масато: ферментированный (готовится по особым случаям, употребляется в больших количествах во время коллективных церемоний и ритуалов, сопровождаемых танцами и пением, употреблением масато – масатеада) и безалкогольный (производится каждый день, ежедневные еда и питьё одновременно). Напиток особенно популярен в неотропиках Перу, Эквадора, Боливии и Колумбии.
Женщина мацэс, приготавливающая масато
Пища
Йопо
Йо́по, галлюциногенный порошок из семян дерева анаденантеры иноземной (Anadenanthera peregrina, или Piptadenia peregrina). Используется в ритуальных целях коренными народами Амазонии, Оринокии, Карибских о-вов, а также некоторых других районов Южной Америки. В Российской Федерации получаемые из Anadenanthera peregrina вещества включены в качестве наркотических средства в Список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю (оборот запрещён). В странах Южной Америки право коренных народов на использование йопо никак не регулируется.
Высохшие стручки дерева Anadenanthera peregrina
1
2
3