«Mount & Blade» (серия видеоигр)
«Mount & Blade», серия видеоигр от турецкой независимой студии TaleWorlds Entertainment, совмещающая игровые механики RPG, экшена и стратегии. Первая часть серии вышла в 2008 г. Кроме смешения механик разных жанров характеризуется отсутствием линейного сюжета и большими возможностями для создания эмерджентных нарративов. Все части игры начинаются с создания персонажа, который затем перемещается по глобальной карте, выполняя задания и принимая участие в междоусобных войнах между различными фракциями в сеттинге Античности, Средневековья или раннего Нового времени. Серия завоевала культовый статус и известна большим числом фанатских модов.
История
Разработка «Mount & Blade» (далее – MaB) начиналась как независимый проект супружеской пары Армагана и Ипек Явуз. Армаган занимался программированием, Ипек – графикой. Проект развивался как своего рода полемика с другими RPG в стиле фэнтези (Yavuz. 2008). В MaB отсутствовал линейный сюжет, магия и эстетические конвенции жанра, на которые создателей вдохновило творчество Дж. Р. Р. Толкина, зато уделялось много внимания элементам, обычно в RPG не представленным, таким как верховой бой, сложная система фехтования и массовые сражения. Разработчики вдохновлялись такими проектами, как «Elder Scrolls: Daggerfall» (1996), «Frontier: Elite II» (1993), глобальной стратегией «Genghis Khan» (1987). Основным источником вдохновения выступала игра «Sid Meier's Pirates!» (1987), чей подход к эмерджентному нарративу создатели воспроизвели в своей игре (GC08: Mount & Blade. 2008).
Из-за нехватки средств разработчики начали продажу бета-версии игры через Интернет в 2005 г. Проект привлёк неожиданно много внимания. В 2008 г. компания Paradox Interactive издала финальную версию игры. Несмотря на критику устаревшей графики, баланса и ряда технических проблем, MaB быстро завоевала популярность, увеличив сообщество фанатов, сформировавшихся вокруг неё ещё после релиза бета-версии.
В 2010 г. независимая компания TaleWorlds Entertainment выпустила расширенную версию игры «Mount & Blade: Warband», также получившую высокие оценки критиков и зрителей. В 2011 г. вышел менее успешный спин-офф «Mount & Blade: With Fire & Sword» в сотрудничестве с SiCh Studio. Эта игра использовала механику оригинального MaB, но её игровой мир отсылал игроков к реальной истории, конкретно – к восстанию Богдана Хмельницкого на Украине. Создатели вдохновлялись книгой «Огнём и Мечом» (1884) Г. Сенкевича.
В 2020 г. вышло полноценное продолжение «Mount & Blade II: Bannerlord», которое было анонсировано создателями в 2012 г. Игра получила такие же отзывы, как и оригинальный MaB: критики высоко оценили открытый мир и другие игровые механики, но отметили устаревшую графику и технические проблемы.
Сюжет и вселенная
Игры в серии MaB не имеют собственного сюжета, только общую предысторию к событиям отдельных частей. Во всех частях главный герой начинает игру как странствующий воин, попавший в охваченный войной регион. В основных частях («Mount & Blade», «Mount & Blade: Warband», «Mound and Blade II: Bannerlords») это выдуманное государство Кальрадия, расколотое гражданской войной между отдельными фракциями, эстетика каждой из которых отсылает к тому или иному медиевалистскому стереотипу.
В первой части, вдохновлённой эстетикой Средневековья, присутствуют королевства Норд, отсылающее к викингам, Вегир, ориентированное на славянские древности, Свадия и Родок, опирающиеся на стереотипы о Западной Европе, а также заимствующее стиль монголов Хергитское ханство. В «Mount & Blade: Warband» добавилось шестое государство, отсылающее к арабской эстетике, – Сарранидский султанат. Страны поддерживают друг с другом дипломатические отношения, заключают мир или начинают войны в зависимости от действия игрока и динамически меняющейся обстановки. Но цель любой фракции – захват всей Кальрадии.
У каждой из фракций есть не только правитель, но и претендент на этот титул, нуждающийся в помощи игрока, чтобы начать борьбу за власть. Игрок сам выбирает, какую сторону занять во внутренних конфликтах отдельных фракций и в их борьбе друг с другом. Потенциально игрок также может создать собственную, седьмую, фракцию и захватить всю Кальрадию самостоятельно. При этом у игры нет никакого финала: она продолжается даже после уничтожения всех фракций игроком.
Остальные части игры сохраняют эту же формулу, но меняют эстетику игрового мира и конкретных фракций. В «Mount & Blade: With Fire & Sword» события происходят в условной Восточной Европе, а доступные для игры фракции – казаки, Речь Посполитая, Московская Русь, Крымское ханство и Шведское королевство.
«Mount & Blade II: Bannerlords» – приквел к первой части, опирающийся на эстетику поздней Античности и Великого переселения народов. В игре есть три фракции, отсылающие к образам поздней Римской империи, обозначающие политические партии в Кальрадийской империи, а также королевства, созданные в стиле «варварских» народов. Вландианцы отсылают к раннефеодальным обществам, стургиане – к Древней Руси, асераи – к доисламскому арабскому миру, кузаиты – к степными народами, вроде аваров и захар, баттанианцы – к кельтами.
Геймплей
Игровой процесс в MaB состоит из нескольких влияющих друг на друга сегментов. По умолчанию персонаж игрока перемещается по открытому миру с видом сверху (виртуальная камера расположена над персонажем), как во многих стратегиях. По карте также перемещаются модели, символизирующие других обитателей Кальрадии: крестьян, разбойников, отряды феодалов. Время в игре движется только в те моменты, когда персонаж игрока перемещается, что даёт возможность в любой момент поставить игру на паузу и просчитать лучшую траекторию действий, чтобы избежать встречи с противником или, напротив, догнать его. В этом стратегическом режиме у главного героя возникает потребность в еде. Пищу можно покупать в населённых пунктах или добывать в бою.
Если основной персонаж столкнулся с вражеским отрядом или пришёл в конкретную локацию, игра переключается на вид от третьего лица с положением камеры за спиной персонажа, или на вид от первого лица, по выбору игрока. В таком режиме главный герой может обойти город или деревню, принять участие в турнире или в битве, получить задание. Задания в игре генерируются динамично, в зависимости от ситуации в конкретной локации или в королевстве в целом: торговцы просят доставить товар из одной локации в другую, короли – освободить захваченного в плен вассала или захватить крепость врага, крестьяне – уничтожить банду разбойников и т. д. Именно система заданий роднит MaB с «Sid Meier’s Pirates!».
Сражения отличаются от многих RPG большим вниманием к действиям игрока. В бою движения компьютерной мыши транслируются в движения оружия главного героя, при этом игра учитывает как направление движения, определяющее направление удара, так и его резкость, задающую силу атаки. Благодаря этому MaB гораздо подробнее симулирует фехтовальный поединок.
При этом есть и система параметров персонажа. Выполняя задания, игрок набирает очки опыта, достигая порогов значения, повышает уровень, что даёт возможность развить навыки персонажа. Каждый навык применяется в конкретных обстоятельствах, давая чёткое преимущество. Так, значение навыка «торговля» – определять размер скидки в сделках с торговцами; навыки обращения с оружием увеличивают урон противника от соответствующего типа снаряжения; навык обращения с пленными повышает число пленных, которых игрок волен взять после боя, чтобы получить впоследствии за них выкуп.
Уникальная особенность MaB – добавление к этим достаточно стандартным для RPG с открытым миром механикам стратегического компонента. В процессе путешествия главный герой собирает собственный отряд и со временем увеличивает его, набирая новых воинов в деревнях и городах. В бою воины игрока участвуют напрямую, сражаясь плечом к плечу с основным персонажем, благодаря чему со временем игрок может атаковать крупные поселения или большие армии. В процессе сражения игрок может отдавать команды своим воинам через диалоговое окно, симулирующее приказы военачальника, или предоставлять им действовать самостоятельно.
В игре присутствует механика уникальных компаньонов с собственными историями, характерная для многих RPG, тем не менее большинство спутников героя напоминает рядовых солдат из стратегических игр: это однотипные воины с фиксированными характеристиками. Каждая из игровых наций, как и в играх-стратегиях, имеет собственный набор воинов: хотя в армию игрока поступают, в основном, рядовые ополченцы, постепенно они набирают очки опыта, что позволяет превращать их в более сильные типы войск.
При этом у разных наций типы войск различаются по характеристикам: так, в «Mount & Blade: Warband» у королевства Родок лучшие пешие стрелки на дальние дистанции, у Хергитского ханства – лучшие конные лучники, у нордов – лучшие пехотинцы, специализирующиеся на ближнем бое. Игры серии подталкивают к созданию отряда из представителей разных народов, что даёт преимущество над армиями под командованием неигровых персонажей, которые состоят из представителей одной фракции.
Наследие и влияние
Серия MaB обрела культовый статус и большую лояльную аудиторию. Одна из особенностей игры состоит в том, что её техническое воплощение и отсутствие ясного сюжета существенно облегчают создание модов. Некоторые моды меняют отдельные элементы игр – к примеру, параметры оружия, или добавляют новые механики вроде магии или сложных отношений между персонажем и его компаньонами. Но игроки также создают «total conversion» моды, полностью заменяющие оригинальный мир игры – к примеру, «1866», использующий эстетику Дикого Запада, или «Star Wars Conquest», отсылающий к оригинальной франшизе. Такие моды сохраняют общую структуру игры из путешествия по глобальной карте, сражений в реальном времени, сбора и управления отрядами, но добавляют большое количество дополнительного контента (персонажей, оружия и т. д.).