Сенкевич Генрик
Сенке́вич Ге́нрик (Henryk Sienkiewicz) (5.5.1846, деревня Воля-Окшейска на Подляшье – 15.11.1916, Веве, Швейцария; в 1924 перезахоронен в Варшаве в кафедральном соборе Святого Иоанна Крестителя), польский писатель, почётный академик Петербургской Академии наук (1914).
Из обедневшего шляхетского рода. В 1866–1870 гг. учился на медицинском и историко-филологическом факультетах Главной школы (с 1869 – Варшавский университет).
С 1869 г. начал публиковаться в прессе; в 1870–1880-е гг. работал в газетах «Gazeta Polska» и «Słowo», еженедельнике «Niwa». В 1876–1890 гг. путешествовал по Европе, США, Африке; с 1914 г. жил в Швейцарии.
Литературный дебют – социально-психологическая повесть «Напрасно» («Na marne», 1872), в которой были запечатлены настроения польской интеллигенции 1860-х гг. Социальная проблематика – в центре рассказов сборника «Юморески из портфеля Воршиллы» («Humoreski z teki Worszyłły», 1872). Автор повестей в духе реализма, живописующих наполненный трагедиями и невзгодами быт трудового народа: «Старый слуга» («Stary sługa», 1875), «Ганя» («Hania», 1876), «Эскизы углём» («Szkice wᶒglem», 1877), «Янко-музыкант» («Janko Muzykant», 1879). Протестом против насильственного онемечивания поляков отмечены повести «Из дневника познанского учителя» («Z pamiᶒtnika poznańsk̦iego nauczyciela», 1879), «Бартек-победитель» («Bartek Zwyciᶒzca», 1882); униженное положение польских эмигрантов на чужбине представлено в повестях «За хлебом» («Za chlebem», 1880), «Фонарщик на маяке» («Latarnik», 1881).
Широкую известность снискали пронизанные пафосом патриотизма и надеждами на независимость Польши исторические романы Сенкевича: составившие трилогию «Огнём и мечом» («Ogniem i mieczem», 1883–1884; о восстании Б. М. Хмельницкого; экранизация Е. Гофмана, 1999), «Потоп» («Potop», 1886; о шведском нашествии 1655–1656; экранизация Гофмана, 1974), «Пан Володыевский» («Pan Wołodyjowski», 1887–1888; об отражении турецкой агрессии в 1668–1673; экранизация Гофмана, 1969), а также роман «Крестоносцы» («Krzyżacy», 1897–1900; о борьбе Польши против Тевтонского ордена в начале 14 в. и Грюнвальдской битве 1410 г.; экранизация 1960). Написанная с прокатолических позиций эпопея «Quo vadis» (в переводе с латинского языка – «Куда идёшь?», 1894–1896, в русском переводе «Камо грядеши», 1896; неоднократно экранизирована, в т. ч. режиссёром Е. Кавалеровичем, 2001) посвящена жизни первых христиан в языческом Риме эпохи Нерона. Автор социально-психологических романов «Без догмата» («Bez dogmatu», 1889–1890), «Семья Поланецких» («Rodzina Połanieckich», 1893–1894), «Омуты» («Wiry», 1909–1910), произведений для детей, путевых записок, обширной переписки и др.
Творчество Сенкевича оказало большое влияние на развитие польской новеллы, жанров исторического и психологического романа; способствовало развитию польского литературного языка. Произведения Сенкевича имели значительный успех в России в конце 19 – первой половине 20 вв.
Нобелевская премия по литературе (1905).