Модели перфекционизма
Моде́ли перфекциони́зма, научные психологические концепции, описывающие источники, содержание и механизмы перфекционизма (стремления человека к совершенству).
Первыми моделями перфекционизма были психоаналитические концепции, опирающиеся на идеи З. Фрейда о природе Сверх-Я и конфликте стремления к совершенству со стремлением к получению удовольствия (Фрейд. 2018). В психоанализе перфекционизм рассматривался как имеющий невротическую и компенсаторную природу. Так, А. Адлер полагал, что стремление к совершенству является попыткой человека преодолеть чувство неполноценности, развить в себе выдающиеся способности для компенсации несовершенства (Адлер. 2002). К. Хорни рассматривала перфекционизм как одну из десяти невротических потребностей, проявляющуюся в стремлении к личному совершенству, требовании совершенства от окружающих, в негативных эмоциональных переживаниях из-за конфликта между реальным Я и совершенным Я (Хорни. 2022).
В 1980-х гг. проблема перфекционизма получила развитие в работах когнитивных психотерапевтов. Американский психиатр Д. Бернс определял перфекционизм как особую «сеть когниций», включающую ожидания, оценки себя и других, интерпретации жизненных событий (Burns. 1980). А. Бек составил список перфекционистских «долженствований», описывающих жёсткие когнитивные схемы перфекционистов с речевыми конструкциями «должен» и «всегда или никогда» (Beck. 1987). В 1990-х гг. Г. Флеттом и его коллегами была проведена серия исследований, в которых у перфекционистов обнаружилась взаимосвязь между автоматическими мыслями и психологическим дистрессом (Psychological distress and the frequency of perfectionistic thinking. 1998). Результаты этих исследований легли в основу разработки когнитивной модели перфекционизма (англ. Perfectionism Cognition Theory) Флетта и его коллег. Модель описывает перфекционистов как людей, склонных к длительному планированию, концентрации на ошибках и неудачах, недостаточной внимательности к положительному опыту (Perfectionism cognition theory. 2018).
В конце 1990-х гг. П. Слейдом и Г. Оуэнсом была разработана первая бихевиоральная модель перфекционизма – двухпроцессная модель перфекционизма (англ. Dual Process Model of Perfectionism) (Slade. 1998), описывающая адаптивные и дезадаптивные формы перфекционизма. Адаптивный перфекционизм основан на положительном подкреплении, т. е. развивается вследствие достижения перфекционистом успеха и позитивных результатов. Дезадаптивный перфекционизм, напротив, основан на отрицательном подкреплении, т. е. формируется вследствие избегания перфекционистом неудачи и негативных результатов выполнения деятельности. В начале 2000-х гг. Р. Шафран и её коллеги разработали когнитивно-бихевиоральную модель клинического перфекционизма (англ. Cognitive-Behavioral Model of Clinical Perfectionism), которая характеризует перфекционистов как людей, самооценка которых зависит от достижения или недостижения ими личных стандартов, что нередко приводит к негативным последствиям в виде стресса, тревоги и депрессии (Shafran. 2002).
Психоаналитические, когнитивные и бихевиоральные модели перфекционизма являются одномерными, описывающими стремление к совершенству как установление высоких личных стандартов. В начале 1990-х гг. появилось предположение, что перфекционизм является многомерным феноменом. Были разработаны многомерные модели, описывающие не только личные, но и социальные характеристики перфекционизма. Наибольшую известность приобрели модели, разработанные П. Хьюиттом и Г. Флеттом, Р. Фростом и его коллегами, Р. Слейни и его коллегами.
Модель Р. Фроста описывает пять компонентов перфекционизма: 1) личные стандарты (определённые примеры идеально выполненной деятельности); 2) беспокойство по поводу ошибок (представления о принципиальной недостижимости совершенства, хроническая неудовлетворённость результатами выполненной деятельности); 3) сомнения в качестве работы (переживания по поводу того, что работа сделана недостаточно хорошо и качественно, навязчивые попытки вернуться и довести сделанное до совершенства); 4) родительские ожидания (следование высоким стандартам, установленным родителями, стремление заслужить одобрение родителей ценой личных высоких достижений); 5) чрезмерное внимание к порядку, точности и организации (высокая требовательность к качеству решения повседневных задач). Данная модель стала основой для разработки методики «Многомерная шкала перфекционизма» Фроста (англ. Multidimensional Perfectionism Scale, MPS) (The dimensions of perfectionism. 1990).
В модели П. Хьюитта и Г. Флетта выделяются три компонента перфекционизма: 1) самоориентированный перфекционизм (личный компонент стремления к совершенству, включающий высокие личные стандарты, строгую оценку выполненной деятельности и осуждение себя за недостигнутое совершенство); 2) перфекционизм, ориентированный на других (социальный компонент стремления к совершенству, выражающийся в установлении высоких стандартов и ожидании совершенства от значимых других); 3) социально предписанный перфекционизм (социальный компонент стремления к совершенству, заключающийся в потребности соответствовать высоким стандартам и ожиданиям значимых других, страхе негативной оценки и неодобрения со стороны окружающих). На основе данной модели разработана методика «Многомерная шкала перфекционизма» Хьюитта и Флетта (англ. Multidimensional Perfectionism Scale, MPS) (Hewitt. 1991).
Модель Р. Слейни описывает три компонента перфекционизма: 1) высокие личные стандарты; 2) стремление к упорядоченности; 3) несоответствие идеалов перфекциониста и его оценки своих реальных достижений – ключевой компонент перфекционизма. Эта модель стала основой для методики «Почти совершенная шкала» Слейни (англ. Almost Perfect Scale–Revised) (The Almost Perfect Scale–Revised. 2001).
На основе многомерных была разработана дуальная модель перфекционизма (англ. Dual Model of Perfectionism), учитывающая позитивные и негативные компоненты стремления к совершенству (Stoeber. 2006). Эта модель во многом созвучна с идеями Д. Хамачека о двух типах перфекционизма: нормальном, при котором человек испытывает чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы, и невротическом, при котором человек считает, что одобрения заслуживает только безупречный результат, и поэтому не способен испытывать удовлетворения даже от успешной деятельности (Hamachek. 1978). Дуальная модель включает два фактора: позитивный перфекционизм (высокие личные стандарты, склонность к упорядоченности, нереалистичные ожидания в отношении других) и негативный перфекционизм (беспокойство по поводу ошибок, сомнения в качестве работы, потребность соответствовать ожиданиям и стандартам окружающих, стремление соответствовать родительским ожиданиям) (Stoeber. 2006).