Модель перфекционизма Фроста
Моде́ль перфекциони́зма Фро́ста, модель перфекционизма, предложенная Р. Фростом и описывающая стремление человека к совершенству как многомерный феномен, состоящий из пяти компонентов: личных стандартов, беспокойства по поводу ошибок в работе, сомнения в качестве работы, родительских ожиданий и чрезмерного внимания к порядку, точности и организации.
Модель была представлена в опубликованной в 1990 г. Р. Фростом и коллегами в статье «Измерения перфекционизма» (The dimensions of perfectionism. 1990). Авторы соглашались с предшествующими исследователями перфекционизма в том, что ключевой характеристикой этого феномена являются личные стандарты, т. е. некие образцы безупречно выполненной работы (Burns. 1980; Hamachek. 1978; Pacht. 1984); эти личные стандарты Фрост и его коллеги назвали первым компонентом перфекционизма.
При выделении второго компонента – беспокойства по поводу ошибок в работе – Р. Фрост и его коллеги опирались на концепцию нормального и невротического перфекционизма Д. Хамачека (Hamachek. 1978), согласно которой нормальный перфекционизм свойственен людям, которые стремятся к высоким стандартам, но не боятся быть несовершенными, невротический – тем, кто считает, что высокие стандарты недостижимы, и никогда не бывает удовлетворён результатами своей деятельности.
Третий компонент – сомнения в качестве работы. Этот компонент перфекционизма Р. Фрост и его коллеги выделили на основе работ Дж. Рида, описавшего навязчивость переживаний перфекционистов по поводу того, что их работа выполнена недостаточно хорошо и качественно (Reed. 1985). Рид отмечал, что перфекционизм похож на симптом обсессивно-компульсивного расстройства, при котором люди часто не могут завершить работу и постоянно возвращаются к попыткам довести её до совершенства.
Четвёртый компонент – родительские ожидания. Авторы ранних работ по перфекционизму подчёркивали, что высокие ожидания родителей являются источником развития нездорового стремления ребёнка к совершенству (Burns. 1980; Hamachek. 1978; Pacht. 1984). Они полагали, что перфекционисты выросли в среде, в которой родительскую любовь и одобрение нужно было заслужить своими достижениями, поэтому взрослеющие перфекционисты продолжали по привычке стараться соответствовать ожиданиям других людей.
Пятый компонент – чрезмерное внимание к порядку, точности и организации. М. Холлендер описывал перфекционизм как склонность быть «суетливым и требовательным», чрезмерно аккуратным по принципу «для всего есть своё место, и всё должно быть на своём месте» (Hollender. 1965. P. 96). Р. Фрост и его коллеги предположили, что стремление к порядку, точности и организации определяет то, как перфекционист выполняет повседневные задачи по соблюдению личных стандартов.
На основе теоретической модели перфекционизма Р. Фрост и его коллеги разработали методику «Многомерная шкала перфекционизма» (Multidimensional Perfectionism Scale, MPS) (The dimensions of perfectionism. 1990). Методика содержала субшкалы «Личные стандарты» (пример утверждения: «У меня чрезвычайно высокие цели»), «Беспокойство по поводу ошибок» (пример утверждения: «Люди будут думать обо мне хуже, если я совершу ошибку»), «Сомнения в действиях» (пример утверждения: «Даже когда я делаю что-то очень тщательно, я часто чувствую, что это не совсем правильно»), «Родительские ожидания» (пример утверждения: «Мои родители хотели, чтобы я был лучшим во всём») и «Организованность» (пример утверждения: «Я стараюсь быть организованным человеком»). По результатам факторизации данных авторы добавили шестой компонент перфекционизма и шестую субшкалу «Родительская критика» (пример утверждения: «Мои родители никогда не пытались понять мои ошибки»).
Модель перфекционизма Р. Фроста подвергалась критике за смешение характеристик перфекционизма и его этиологических факторов в виде родительских ожиданий и родительской критики (Shafran. 2001). В последующих психометрических исследованиях было показано, что субшкала «Личные стандарты» входит в фактор «Перфекционистские стремления», описывающий позитивные аспекты перфекционизма, а субшкалы «Сомнения в действиях» и «Беспокойство по поводу ошибок» – в фактор «Перфекционистская обеспокоенность», описывающий его негативные аспекты. Субшкалы «Организованность», «Родительские ожидания» и «Родительская критика», не относящиеся ни к одному из этих факторов, исследователи рекомендовали игнорировать (Stoeber. 2006).
С учётом критики и результатов психометрических исследований была разработана краткая версия методики «Многомерная шкала перфекционизма», включающая субшкалу «Стремления», оценивающую позитивные проявления перфекционизма (пример утверждения: «Я ставлю перед собой более высокие цели, чем большинство людей»), и субшкалу «Беспокойство по поводу оценок», относящуюся к негативным его проявлениям (пример утверждения: «Чем меньше ошибок я совершу, тем больше буду нравиться людям») (Woodfin. 2020).