Модель перфекционизма Хьюитта и Флетта
Моде́ль перфекциони́зма Хью́итта и Фле́тта, модель перфекционизма, описывающая стремление человека к совершенству как многомерный феномен, включающий 3 компонента: самоориентированный перфекционизм, выражающийся в высоких личных стандартах и постоянном самооценивании; перфекционизм, ориентированный на других, проявляющийся в нереалистичных стандартах по отношению к значимым другим и ожидании от них совершенства; социально предписанный перфекционизм, характеризующийся потребностью соответствовать стандартам и ожиданиям значимых других.
В начале 1990-х гг. канадские исследователи П. Хьюитт и Г. Флетт предложили взгляд на перфекционизм как на феномен, имеющий не только личностные, но и социальные аспекты. Исследователи предположили также, что перфекционистское поведение зависит от объекта, на который направлено, и представили 3 компонента в виде многомерной модели перфекционизма (Hewitt. 1991).
Первый компонент – самоориентированный перфекционизм. Он описывает такие формы поведения, как установление высоких личных стандартов, строгая оценка своих результатов и осуждение себя за несовершенство (Burns. 1981). Кроме того, П. Хьюитт и Г. Флетт включили в описание самоориентированного перфекционизма мотивационный компонент, заключающийся в противоположных стремлениях – достичь совершенства или избежать неудачи. Амбивалентная природа этого компонента перфекционизма была подтверждена в эмпирических исследованиях. Самоориентированный перфекционизм связан как с негативными характеристиками – чувством безнадёжности и суицидальными мыслями (Perfectionistic self-presentation ... 2022), так и с позитивными – добросовестностью (Stoeber. 2009) и высоким эмоциональным интеллектом (Smith. 2015).
Второй компонент – перфекционизм, ориентированный на других. П. Хьюитт и Г. Флетт предположили, что перфекционисты могут устанавливать высокие стандарты и иметь нереалистичные ожидания в отношении совершенства значимых других. Перфекционизм, ориентированный на других, приводит к обвинению других в несовершенстве, отсутствию доверия в межличностных отношениях и чувству враждебности по отношению к другим. Согласно теоретической модели, негативные последствия этого компонента перфекционизма проявляются в склонности к цинизму, переживании чувства одиночества, неспособности к гармоничным семейным и супружеским отношениям, а позитивные особенности связаны со стремлением к лидерству и способностью к стимулированию мотивации у других. Эмпирические исследования показали, что перфекционизм, ориентированный на других, является «тёмной» (англ. dark) формой перфекционизма и взаимосвязан с неудовлетворённостью и нежеланием брать на себя долгосрочные обязательства в романтических отношениях (Stoeber. 2012; 2021).
Третий компонент – социально предписанный перфекционизм. Он характеризует потребность соответствовать стандартам и ожиданиям значимых других. Стандарты, устанавливаемые окружающими, воспринимаются как чрезмерные и нереалистичные, что часто приводит к переживанию собственной неэффективности и, как следствие, к гневу, тревоге и депрессии. П. Хьюитт и Г. Флетт отметили, что люди с высоким уровнем социально предписанного перфекционизма испытывают страх перед негативной оценкой окружающих и избегают неодобрения значимых других. В эмпирических исследованиях также было показано, что социально предписанный перфекционизм имеет исключительно негативные последствия в виде депрессивных симптомов, межличностных проблем и негативных ожиданий в отношении межличностных взаимодействий (Why does socially prescribed ... 2018).
Модель перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта легла в основу методики «Многомерная шкала перфекционизма» (англ. Multidimensional Perfectionism Scale), оценивающей самоориентированный перфекционизм (пример утверждения: «Одна из моих целей – быть совершенным во всём, что я делаю»), перфекционизм, ориентированный на других (пример утверждения: «Всё, что делают окружающие, должно быть сделано качественно»), и социально предписанный перфекционизм (пример утверждения: «Мне трудно соответствовать требованиям окружающих») (Hewitt. 1991. P. 470). Позднее была разработана форма методики, предназначенная для работы с детьми («Детская и подростковая шкала перфекционизма», англ. Child-Adolescent Perfectionism Scale) (The Child-Adolescent Perfectionism Scale ... 2016). В России используется адаптированная версия методики для взрослых (Грачева. 2006).