Когнитивные модели перфекционизма
Когнити́вные моде́ли перфекциони́зма, модели личностной черты, характеризующей стремление человека к совершенству и требование совершенства от других, созданные в рамках когнитивных концепций и описывающие связи между перфекционизмом и когнитивными процессами.
В конце 1990-х гг. Г. Флетт и его коллеги провели серию исследований автоматических мыслей и психологического дистресса у людей с высокими показателями перфекционизма (Psychological distress ... 1998). Утверждая, что перфекционизм имеет в своей структуре когнитивный компонент, они ввели понятие перфекционистских когниций, под которыми понимали автоматические мысли, руминацию и специфическую обработку информации, связанную со страхом неудач и ошибок, ощущением несоответствия высоким стандартам и неудовлетворённости результатами работы. Проведённые исследования заложили основы для развития двух когнитивных моделей перфекционизма.
Первой моделью стала когнитивно-бихевиоральная модель клинического перфекционизма (Cognitive-Behavioral Model of Clinical Perfectionism), предложенная Р. Шафран и её коллегами. Авторы определили перфекционизм как «чрезмерную зависимость самооценки от решительного стремления к личностно значимым, навязанным себе стандартам по крайней мере в одной высокозначимой области даже при неблагоприятных последствиях» (Shafran. 2002. P. 778). Шафран и коллеги подчеркнули, что ранние представления о перфекционизме как простом установлении высоких стандартов описывают феноменологию здорового стремления к совершенству, тогда как в случае клинического перфекционизма к высоким стандартам добавляются негативные когнитивные черты стремления к совершенству, такие как зависимость мнения о себе от достигнутых результатов и высокая самокритичность в результате воспринимаемых неудач.
Согласно когнитивно-бихевиоральной модели клинического перфекционизма, у людей с высокими показателями стремления к совершенству наблюдаются предубеждения, которые выражаются в дихотомическом мышлении, чрезмерном обобщении и избирательном внимании (Shafran. 2002).
Дихотомическое мышление считается одной из ключевых характеристик перфекционизма. В литературе оно описано как мышление «всё или ничего», заставляющее перфекциониста следовать строгим правилам и долженствованиям (Beck. 1995). В некоторых эмпирических исследованиях оно изучалось под названием «категориальное мышление», и были выявлены его положительные корреляционные связи с показателями негативного перфекционизма, измеренными с помощью «Шкалы позитивного и негативного перфекционизма» (Positive and Negative Perfectionism Scale, PANPS) (Burns. 2005). Дихотомическое мышление определяет только два возможных исхода деятельности, и перфекционист либо добивается успеха, либо терпит неудачу даже при небольшом несоответствии результата его идеальным представлениям. Более поздние исследования в рамках когнитивно-бихевиоральной модели клинического перфекционизма показали, что дихотомическое мышление присутствует у большинства людей с клиническим перфекционизмом (Riley. 2005).
Чрезмерное обобщение, или сверхгенерализация, касается склонности перфекциониста оценивать неудачу при решении конкретной задачи как глобальную и постоянную. В исследовании одарённых студентов было обнаружено, что юноши и девушки с высокими показателями социально предписанного перфекционизма были склонны минимизировать свои успехи, винить себя в неудачах и переоценивать их последствия, в то время как студенты с высокими показателями самоориентированного перфекционизма гордились своими успехами и приписывали их своим стараниям и способностям, а к неудачам относились как к событиям, специфичным для конкретной ситуации и не влияющим на будущие достижения (Neumeister. 2004).
Сверхгенерализация неудачи связана с руминацией и катастрофизацией мышления, часто встречающимися у перфекционистов. Идеальное Я кодирует и обрабатывает информацию таким образом, что перфекционист постоянно помнит о том, что совершенство не было им достигнуто, и руминирует, переживая вновь и вновь негативные эмоции, связанные с опытом неудачи, пытаясь переосмыслить свои мысли, действия и поступки, ставшие причиной его несовершенства (Hewitt. 1990). В борьбе с воспоминаниями о прежних неудачах и страхом перед будущими перфекционисты нередко катастрофизируют незначительные стрессоры, которые люди без перфекционистских когниций воспринимают как обычные жизненные обстоятельства (Dunkley. 2003).
Избирательное, или предвзятое, внимание предполагает, что перфекционист отдаёт предпочтение негативной информации и игнорирует позитивную, что приводит к таким когнитивным искажениям, как недооценка успеха и переоценка неудач (Egan. 2011). Ещё в 1960-х гг. М. Холлендер отмечал, что перфекционист с негативным предубеждением «постоянно находится в состоянии готовности к тому, что неправильно, и редко фокусируется на том, что правильно» (Hollender. 1965. P. 95). Экспериментальные подтверждения этого заключения были получены в исследованиях перфекционизма и избирательного внимания. Исследователи предложили студентам решить задачи с нейтральными словами и словами, описывающими неудачу, и обнаружили, что у студентов с высокими показателями самоориентированного перфекционизма время реакции на слова, описывающие неудачу, было больше, чем у студентов-неперфекционистов (Kobori. 2012). Другие специалисты в аналогичном исследовании включили в списки предъявляемых слов негативные слова, не имеющие отношения к перфекционизму («нападение»), негативные слова, имеющие отношение к перфекционизму («неудача»), позитивные слова, имеющие отношение к перфекционизму («успех»), и позитивные слова, не имеющие отношения к перфекционизму («бесстрашие»). Они обнаружили, что перфекционисты значительно больше внимания уделяли негативной информации, чем позитивной, но только в том случае, если она была связана с перфекционизмом (Selective attention in perfectionism ... 2016). При этом в более поздних исследованиях было обнаружено, что у людей с высокими показателями перфекционизма наблюдается смещение внимания в сторону негативной информации независимо от того, связана ли она с перфекционизмом (Attention biases in perfectionism ... 2019).
Второй когнитивной моделью перфекционизма стала когнитивная теория перфекционизма (Perfectionism Cognition Theory), разработанная Г. Флеттом и его коллегами для обоснования когнитивных механизмов стремления к совершенству (Flett. 2018). Авторы формулируют основные положения теории следующим образом: во-первых, перфекционизм связан с более частым и продолжительным обдумыванием опыта и планированием; во-вторых, перфекционисты склонны к различным типам слишком интенсивного обдумывания опыта и планирования; в-третьих, чрезмерная когнитивная активация приводит к тому, что в памяти перфекционистов откладываются в основном ошибки и неудачи, а положительный опыт быстро забывается или недооценивается. В рамках этой теории перфекционисты также обладают повышенной бдительностью и когнитивной предвзятостью по отношению к сигналам о возможных неудачах, ошибках и негативных оценках (Flett. 2018).
Позднее авторы когнитивной теории перфекционизма использовали для описания перфекционистского мышления когнитивную таксономию, предложенную Р. Инграмом и включающую структурный, пропозициональный, операциональный и собственно когнитивный уровни анализа (Ingram. 1990). В отношении перфекционизма структурный уровень включает когнитивные структуры, определяющие схемы реального Я и идеального Я, эпизодические воспоминания об успехах и неудачах; пропозициональный уровень содержит дисфункциональные убеждения, связанные с вопросами совершенства и отражающие самоощущение перфекционистов; операциональный уровень характеризует предубеждения перфекционистов по поводу сигналов о неудачах и ошибках; собственно когнитивный уровень проявляется в руминации и автоматических мыслях, т. е. частых, неконтролируемых образах или мыслях о совершенстве, истощающих когнитивные ресурсы перфекционистов (Flett. 2018).
В рамках когнитивных моделей исследователи изучают также процессы памяти при перфекционизме. А. Бессер и его коллеги провели эксперимент, в котором студенты после прослушивания музыки (для создания хорошего настроения) просматривали список из 80 слов, поровну разделённых на четыре группы: 1) нейтральные слова («стол», «машина», «пианист»); 2) слова с негативным смыслом («вина», «трагедия», «разочарованный»); 3) слова с позитивным смыслом («радость», «энергичный», «расслабленный»); 4) слова, связанные с перфекционизмом («амбициозный», «старательный», «несовершенный») (Perfectionism, mood, and memory for positive, negative, and perfectionistic content. 2008). После дополнительного задания, предназначенного для отвлечения внимания, участникам эксперимента давали задачу на распознавание новых и 40 из ранее изученных слов (по 10 из каждой группы) и просили определить, было ли каждое слово в ранее изученных списках. Результаты этого эксперимента показали, что участники с высокими показателями перфекционистских когниций и высокими показателями социально предписанного перфекционизма лучше всего запоминали слова с негативным смыслом, т. е. были когнитивно предрасположены к обработке негативной информации.
В другом исследовании изучались взаимосвязи между перфекционизмом и ложными воспоминаниями с помощью парадигмы Диза – Рёдигера – Макдермотт (Deese – Roediger – McDermott paradigm) (Ben-Artzi. 2016). Участники эксперимента прослушивали 10 списков семантически связанных слов, а затем выполняли тест на распознавание, включающий 50 слов: 20 из ранее изученных, 20 новых и 10 слов – критических приманок (новых слов, семантически связанных с ранее изученными). При предъявлении каждого слова участники должны были оценить, присутствовало ли оно в ранее изученных списках и насколько они уверены в своём суждении. Для оценки перфекционизма были использованы две субшкалы из «Почти совершенной шкалы» (Almost Perfect Scale-Revised, APS-R) Р. Слэйни: субшкала «Стандарты» для измерения позитивного перфекционизма и субшкала «Несоответствие» для измерения негативного перфекционизма. Результаты исследования показали, что при позитивном перфекционизме различение новых и ранее изученных слов было точнее, а при негативном перфекционизме чаще наблюдались ложные воспоминания, причём и уверенность участников в точности этих (в действительности ложных) воспоминаний была выше.
В конце 1990-х гг. группа исследователей под руководством Г. Флетта разработала «Опросник перфекционистских когниций» (Perfectionism Cognition Inventory, PCI) (Flett. 1998). Опросник основан на предположении авторов о том, что при перфекционизме появляются автоматические мысли, которые связаны со стремлением к совершенству, отражают чувство несоответствия между реальным и идеальным Я, приводят к депрессии по поводу неудач в прошлом и тревоге по поводу возможных неудач в будущем. Опросник содержит 25 пунктов, оценивающих убеждённость респондента в том, что он должен достичь совершенства (например, «Я должен быть совершенным», «Я должен быть эффективным в любое время», «Я никогда не должен делать одну и ту же ошибку дважды»). В дальнейших исследованиях были выявлены корреляции показателей перфекционистских когниций с психологическим дистрессом и дефицитом когнитивного самоуправления, в частности отсутствием позитивной самофокусировки и перфекционистской ригидностью (The Perfectionism Cognitions Inventory. 2007). Эти результаты подтверждают, что оценка перфекционистских когниций является важным компонентом диагностики стремления к совершенству.
В литературе описаны особенности когнитивно-бихевиоральной терапии при перфекционизме, направленной на ослабление самокритики, разработку эффективных когнитивных стратегий и преодоление нереалистичного целеполагания (Ferguson. 1994). В исследовании сравнительной эффективности когнитивно-бихевиоральной терапии и программы общего управления стрессом (Arpin-Cribbie. 2012) было обнаружено, что участники, проходившие 10-недельную когнитивно-бихевиоральную терапию, в постэкспериментальном тестировании имели значительно более низкие показатели перфекционизма, тревожных и депрессивных симптомов, чем не получавшие никакой терапии или проходившие программу общего управления стрессом. Успешность когнитивно-бихевиоральной терапии во многом зависит от регулярности терапевтических сеансов. В одном из исследований перфекционизм оказался статистически значимо снижен у 42,4 % участников эксперимента, получавших регулярную терапевтическую помощь в течение 8-недельного курса когнитивно-бихевиоральной терапии, и у 37,8 % участников, получавших терапевтическую помощь по личному запросу. При этом в группе, получавшей помощь по запросу, только 27 % участников активно искали контакты со своим терапевтом (Internet-based cognitive behavioral therapy of perfectionism. 2019). Эффективность когнитивно-бихевиоральной терапии также была описана в истории индивидуальной работы с клиенткой, обратившейся за психологической помощью из-за негативных последствий перфекционизма в виде низкой самооценки, депрессивных симптомов и трудностей в межличностных отношениях (Rozental. 2020).