Модель перфекционизма Слейни
Моде́ль перфекциони́зма Сле́йни, разработанная Р. Слейни и его коллегами модель перфекционизма, описывающая стремление человека к совершенству как многомерный феномен, включающий три компонента: высокие личные стандарты, стремление к упорядоченности и несоответствие между высокими личными стандартами и качеством выполняемой деятельности.
В конце 1990-х гг. американский исследователь Р. Слейни (Robert B. Slaney, Pennsylvania State University) и его коллеги разработали методику под каламбурным названием «Почти совершенная шкала» (Almost Perfect Scale), в основу которой легла многомерная модель перфекционизма, включающая пять измерений: 1) высокие личные стандарты; 2) стремление к упорядоченности и организованности; 3) трудности в межличностных отношениях, связанные с ожиданиями совершенства от других; 4) тревога, связанная с выполняемой деятельностью; 5) прокрастинация, или неспособность начать какое-либо дело из-за страха сделать его недостаточно хорошо (Slaney. 2002). Психометрический анализ методики показал, что высокие личные стандарты и стремление к упорядоченности и организованности входят в один фактор, описывающий позитивные черты перфекционизма.
В попытках дальнейшего осмысления природы перфекционизма Слейни и его коллеги обратились к результатам проведённых ими ранее эмпирических исследований. В первом исследовании приняли участие 37 перфекционистов, отобранных среди добровольцев, которые откликнулись на объявление о проведении психологического исследования. Всех участников исследования попросили дать самим себе психологическую характеристику (Slaney. 1996). Ключевой чертой в полученных самоописаниях оказались высокие личные стандарты, которые в ряде случаев сочетались со стремлением к упорядоченности и организованности. Многие из перфекционистов считали своё стремление к совершенству непривлекательным в силу его негативных последствий, но на вопрос о том, хотели ли бы они быть неперфекционистами, все участники исследования ответили отрицательно. Дальнейшие опросы участников исследования показали, что стресс, испытываемый по причине перфекционизма, обычно связан с несоответствием между высокими личными стандартами и представлениями о собственных реальных достижениях. Второе исследование, проведённое в университетской среде, подтвердило результаты первого (Perfectionism in Asian Indians ... 2000). Студенты с высоким уровнем перфекционизма отмечали, что им нравится своё стремление к совершенству, но свои академические успехи считали недостаточными и не соответствующими собственным личным стандартам.
Анализируя результаты этих исследований, Слейни и его коллеги предположили, что несоответствие между высокими личными стандартами и оценкой собственных достижений является ключевой характеристикой перфекционизма. Они разработали новую версию методики, названную «Исправленная почти совершенная шкала» (Almost Perfect Scale – Revised) (The Almost Perfect Scale–Revised. 2001). В методику были внесены следующие изменения: 1) удалены субшкалы, оценивающие тревогу, трудности в межличностных отношениях и прокрастинацию, поскольку эти характеристики могли быть как причиной, так и следствием перфекционизма; 2) разделены субшкалы, измеряющие стандарты и стремление к упорядоченности; 3) добавлена субшкала, диагностирующая несоответствие как субъективное переживание рассогласованности между высокими личными стандартами и качеством выполняемой деятельности. В итоге в методику вошли тестовые пункты, измеряющие высокие личные стандарты («У меня высокие ожидания в отношении себя»), стремление к упорядоченности («Я считаю, что все вещи должны находиться на своих местах») и несоответствие («Я редко бываю удовлетворён своими результатами»).
В последующих психометрических исследованиях было показано, что параметр несоответствия распадается на два фактора: фактор несоответствия и фактор неудовлетворённости собственным несовершенством (How should discrepancy be assessed in perfectionism research? 2016). Разработаны новые версии методики: сокращённый вариант «Краткая почти совершенная шкала» (Short Almost Perfect Scale) (The Almost Perfect Scale in medical students ... 2023), «Диадическая почти совершенная шкала» (Dyadic Almost Perfect Scale), оценивающая высокие стандарты в отношении значимых других (Shea. 2006), «Семейная почти совершенная шкала» (Family Almost Perfect Scale), измеряющая высокие стандарты в отношении членов семьи (Wang. 2010). В России адаптирована и широко используется классическая версия методики (Апробация методики измерения перфекционизма ... 2011).