Психоаналитические модели перфекционизма
Психоаналити́ческие моде́ли перфекциони́зма, модели личностной черты, проявляющейся в стремлении человека к совершенству и в требовании совершенства от других, созданные в рамках психоаналитических концепций.
В 1920-х гг. в работах З. Фрейда появились первые психоаналитические описания стремления к совершенству. Он рассматривал стремление к совершенству как общий симптом психопатологии. Фрейд не использовал термин «перфекционизм», но писал о том, что Сверх-Я по своей природе требует соответствия идеалам, оно определяет моральные ограничения человека и защищает право на стремление к совершенству. Человек, который стремится к совершенству, подавляет стремления к получению удовольствия, а когда после длительного сдерживания находит источник удовольствия, ищет возможность продлить это состояние и страдает от невроза навязчивых состояний (Фрейд. 2018).
Позднее в 1930–1960-х гг. взгляды З. Фрейда на природу стремления к совершенству получили развитие в трудах А. Адлера, К. Хорни и Х. Кохута.
А. Адлер связывал стремление к совершенству с чувством неполноценности, которое испытывает каждый человек (Адлер. 2002). По его мнению, некоторые люди компенсируют его комплексом превосходства, включающим осознанное чувство обладания сверхчеловеческими способностями, склонностью к предъявлению завышенных требований к себе и другим, а в некоторых случаях – стремлением к богоподобному совершенству. Адлер отмечал, что такие люди «постоянно сравнивают себя с недостижимой идеей совершенства, ими всегда владеет и подстёгивает чувство неполноценности» (Adler. 1938. P. 37). Он описывал случай своего пациента, молодого человека, страдающего от воспоминаний о совершённой им в детском саду ошибке, о которой тот горько сожалел и смог рассказать воспитателю лишь спустя два года после происшествия. Повзрослев, этот молодой человек добился значительных успехов, но каждый раз, когда попадал в сложные жизненные обстоятельства, у него проявлялись компульсивные симптомы. Однажды во время церковной службы он бросился на пол перед прихожанами, провозгласив себя самым большим грешником на земле, в чём Адлер увидел слияние желания быть великим с чувством неполноценности (цит. по: Hewitt. 2017. P. 6–7).
В теории К. Хорни стремление к совершенству является одной из 10 невротических потребностей, отражающих противоречивые стремления человека к одновременному движению к людям, от людей и против людей (Хорни. 2022). Стремление к совершенству как невротическая потребность определяется тем, что люди, с одной стороны, сталкиваются с культурными образами, характеризующими «идеальную жизнь», с другой – испытывают беспокойство, поскольку жизнь большинства людей далека от идеала. Это стремление обрекает человека на хроническую неудачу из-за недостижимости совершенства в реальной жизни и ограничивает его развитие. Стремление к совершенству как невротический конфликт приводит к требованию совершенства от других, повышенной чувствительности к внешнему давлению и ответным требованиям окружающих, зависимости от чужого мнения и чрезмерной уязвимости в отношении критики. Личность становится стеснённой контролем со стороны совершенного Я, теряет связь с реальным Я и своими подлинными эмоциональными переживаниями. Для выздоровления перфекционисту нужно обучение пониманию и признанию своих переживаний, в том числе базовых чувств обиды и враждебности, что позволит заменить самоидеализацию самореализацией (Хорни. 2022).
Х. Кохут считал, что в ходе нормального развития ребёнок создаёт грандиозный образ Я («Я совершенен») и грандиозный образ Я-объекта, или образ идеализированного родителя («Ты совершенен, а я – часть тебя») (Кохут. 2003). Его идеальное представление о себе становится основой амбиций и мотивации деятельности, а идеализированный родительский образ интернализируется как идеалы и мораль (эго-идеал). У ребёнка, переживающего сильную нарциссическую травму (например, если родитель вследствие собственного нарциссизма не способен к зеркальному отражению грандиозных потребностей ребёнка), не происходит развития зрелого и стабильного чувства собственного достоинства, в результате чего во взрослом возрасте он продолжает стремиться к предельному совершенству и слиянию с совершенным Я-объектом.
Исследования условий возникновения перфекционизма в детском возрасте были продолжены в психоанализе последующих десятилетий. В 1965 г. М. Холлендер опубликовал в журнале Comprehensive Psychiatry («Комплексная психиатрия») статью под названием «Перфекционизм» («Perfectionism»), впервые использовав этот термин для обозначения стремления к совершенству (Hollender. 1965). Холлендер считал, что неуверенный в себе ребёнок может стать перфекционистом в среде условного одобрения, в которой родители хвалят и принимают его только за успехи. Условное одобрение родителей, требующих от своих детей совершенства, по мнению У. Миссильдина, может передаваться невербально: «родительская улыбка превращается в грустное лицо, хмурый взгляд, вздох разочарования или недовольства, мягкое предложение приложить больше усилий, проявить больше внимания, вдумчивости» и т. д. (Missildine. 1963. P. 95). Развитие в среде условного одобрения, по наблюдениям А. Пахта, приводит к тому, что многие пациенты-перфекционисты считают, что родители любили бы их, если бы они могли быть идеальными (Pacht. 1984).
В работах С. Блатта перфекционизм связан с интроективными и анаклитическими чертами личности (Blatt. 1974). Интроективные черты личности проявляются в чувстве недостойности и неадекватности, упорном стремлении к самосовершенствованию, высокой критичности к себе и страхе критики со стороны других. Анаклитические черты личности выражаются в зависимости от отношений с другими, сильном страхе быть покинутым и сильном желании получить заботу и комфорт от других. Перфекционист часто испытывает трудности в психоаналитической терапии, потому что проецирует свою самокритику на терапевта и ожидает, что тот будет критично относиться к нему, а также имеет ограниченные способности восстанавливаться после разрывов в отношениях и поддерживать терапевтические отношения (Relation of therapeutic alliance ... 2000).
Роль перфекционизма пациента в психоаналитической терапии была изучена в рамках исследовательской программы терапии депрессии (Treatment of Depression Collaborative Research Program, TDRCP), реализованной С. Блаттом и сотрудниками Национального института психического здоровья (National Institute of Mental Health, NIMH). Одной из целей программы стал поиск характеристик пациента, влияющих на успешность терапии (Blatt. 2002). Блатт и его коллеги использовали Шкалу дисфункциональных установок (Dysfunctional Attitudes Scale, DAS) А. Бека, диагностирующую перфекционизм и потребность в одобрении (Factor analysis ... 1991). Они обнаружили, что пациенты-перфекционисты достигают лучших результатов в долгосрочной, но не краткосрочной терапии. В поисках причины этой закономерности они установили, что чем больше у пациента выражен перфекционизм, тем более он склонен сомневаться в способности терапевта к построению терапевтического альянса (Blatt. 2002). Этот вывод был подтверждён в более позднем исследовании, которое показало, что уже на ранней стадии терапии пациенты-перфекционисты воспринимают своего терапевта как менее эмпатичного и более осуждающего, чем пациенты с потребностью в одобрении (Miller. 2017).
Психоаналитические модели перфекционизма стали основой для развития современных многомерных концепций перфекционизма. Идеи С. Блатта об интроективных и анаклитических чертах личности легли в основу модели перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта (Hewitt. 1991). В последней интроективные черты личности были определены как самоориентированный перфекционизм (self-oriented perfectionism), характеризующийся нереалистичными ожиданиями в отношении себя и интенсивной самокритикой в ситуациях личного несовершенства, а анаклитические черты личности – как социально предписанный перфекционизм (socially prescribed perfectionism), заключающийся в ожидании нереалистичных требований со стороны других, стремлении соответствовать этим требованиям, чтобы быть принятым и социально привлекательным. Идеи М. Холлендера, У. Миссильдина, А. Пахта о роли родительских ожиданий в развитии перфекционизма у ребёнка cтали основой модели перфекционизма Р. Фроста, включающей наряду с личными высокими стандартами такие характеристики, как восприятие высоких родительских ожиданий (parental expectations) и восприятие высокой родительской критики (parental criticism) (The dimensions of perfectionism ... 1990).