Министерство спорта Российской Федерации
Министе́рство спо́рта Росси́йской Федера́ции (Минспорт России), федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг [включая предотвращение допинга (в спорте) и борьбу с ним] и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.
Министерство спорта Российской Федерации имеет официальный сайт в сети Интернет.
История создания
Минспорт России образован в 2012 г. вместо Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации, действовавшего на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 408 «О Министерстве спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации». Правовой основой деятельности нового Минспорта России стало постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 607 «О Министерстве спорта Российской Федерации» вместе с Положением о Министерстве спорта Российской Федерации. Данное постановление было принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и зафиксировало оптимизированный административный функционал нового Министерства спорта Российской Федерации.
Руководство и структура
Минспорт России возглавляет Министр спорта Российской Федерации, назначаемый на должность Президентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр освобождается от должности Президентом Российской Федерации.
Министр спорта Российской Федерации имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации. Количество указанных заместителей также устанавливается Правительством Российской Федерации.
С 21 января 2020 г. Минспорт России возглавляет О. В. Матыцин (Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 № 45 «О Министре спорта Российской Федерации»).
Структурные подразделения Минспорта России – департаменты, в состав которых включаются отделы по основным направлениям деятельности, создаваемые приказами министерства (приказ Минспорта России от 9 ноября 2021 № 869 «Об утверждении положения о Департаменте образования, науки и международных отношений Министерства спорта Российской Федерации»; приказ Минспорта России от 14 декабря 2021 № 971 «Об утверждении положения о Департаменте бюджетной политики и финансов Министерства спорта Российской Федерации» и др.).
Работников департаментов назначает и освобождает от должности Министр спорта Российской Федерации.
Общая характеристика
Минспорт России отвечает за выработку и реализацию государственной политики в сфере физической культуры и спорта путём нормативно-правового регулирования названной сферы непосредственно, а также через свои подведомственные организации. Полномочия (компетенция) министерства установлены Положением о Министерстве спорта Российской Федерации. В порядке осуществления компетенции Минспорт России вправе взаимодействовать с федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, различными организациями, равно как с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями.
Согласно положению, Министерство спорта Российской Федерации осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта. Однако названное направление деятельности является вторичным, производным. В первую очередь Минспорт России занимается выработкой государственной политики в сфере физической культуры и спорта, без наличия которой малоперспективно предпринимать попытки по эффективному нормативно-правовому регулированию соответствующих общественных отношений.
Государственная политика в сфере физической культуры и спорта включает в себя определение направлений развития, подготовку стратегий, разработку заказов на исследования и проведение конкурсов, реализацию конкретных задач в сфере физической культуры и спорта. Непосредственно задачи министерства в сфере физической культуры и спорта можно разделить на 3 группы. Во-первых, непосредственно спорт как деятельность по подготовке и участию в соревнованиях: любительский, профессиональный, высших достижений. Во-вторых, массовый спорт, являющийся одним из способов физического развития и воспитания, привития привычки здорового образа жизни. В-третьих, физическая культура как вид досуга по физическому и интеллектуальному развитию способностей человека, совершенствованию его двигательной активности и в целом – формированию здорового образа жизни.
Особое внимание в государственной политике обоснованно уделяется массовому спорту, который выступает вторым уровнем над физической культурой по развитию потенциала личности: переход от индивидуальных занятий к соревнованиям и физкультурным мероприятиям как пробе способностей и укреплению состояния здоровья.
Государственная политика, за которую отвечает Минспорт России, особенно нуждается в сбалансированном подходе, поскольку в сфере физической культуры и спорта участвуют субъекты с различными интересами. При этом неизменными приоритетами политики должны оставаться здоровье, физическое развитие и воспитание, спортивная карьера.
Названные акценты определяют и конкретные юридические решения. Министерство спорта Российской Федерации пользуется правом не только издания нормативных правовых актов в рамках своих полномочий, но и разработки методических рекомендаций. Формат рекомендаций, используемый федеральными органами исполнительной власти, оставляет пространство для дискуссии, поскольку такие документы не обязательны к исполнению, но включают в себя предложения для использования и реализации норм законодательных и подзаконных актов. Значение точечных рекомендаций Минспорта России для сферы физической культуры и спорта трудно переоценить в силу их комплексности и многосубъектности.
Полномочия министерства
В компетенции Министерства спорта Российской Федерации возможно выделить несколько магистральных полномочий, составляющих процесс стратегического планирования и развития сферы физической культуры и спорта.
Во-первых, определение направлений и проведение мероприятий в целях пропаганды занятий физической культурой и спортом, здорового образа жизни – стимулирование интереса граждан как к регулярным занятиям физической культурой, так и к участию в массовом спорте.
Во-вторых, установление порядка осуществления некоторых процедур, в том числе: признания видов спорта; государственной аккредитации в отношении претендентов для наделения статусом общероссийской спортивной федерации или региональной спортивной федерации; наделения межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий официальным статусом.
В-третьих, организация научных исследований и осуществление функций государственного заказчика для федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ, выполнение программ развития физической культуры и спорта, принимаемых на определённый период. Например, в 2023 г. актуальна государственная программа «Развитие физической культуры и спорта», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 1661, принятая для реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года»).
В-четвёртых, реализация мер поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта. В государственной политике подчёркивается акцент на развитие отраслевого малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В-пятых, утверждение и реализация Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий (в последние включаются спортивные соревнования и учебно-тренировочные мероприятия), в том числе участие в организации и проведении перечисленных мероприятий. Инициатива по включению в названный план мероприятий исходит от конкретных организаторов. Наличие мероприятия в плане придаёт ему «официальный» статус.
Отдельное направление полномочий Министерства спорта Российской Федерации по стратегическому планированию и развитию сферы физической культуры и спорта связано с финансовыми вопросами.
Во-первых, реализация министерством статуса главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета для выполнения функций министерства: к примеру, финансирование государственных программ и конкурсов в сфере физической культуры и спорта. Планирование и использование перечисленных средств подчиняется требованиям бюджетного законодательства.
Во-вторых, осуществление материально-технического обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счёт средств федерального бюджета. Государство в лице Министерства спорта Российской Федерации тем самым создаёт необходимую материальную базу для достижения спортсменами сборных команд лучших результатов.
В-третьих, осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным министерству.
Министерство спорта отвечает за реализацию международных обязательств России в сфере физической культуры и спорта в государственную политику. Основные из таких обязательств в настоящий момент связаны с противодействием допингу и манипулированию результатами, исходами в спорте. Например, в 2022 г. в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» были внесены изменения, направленные на упорядочивание терминологического аппарата в интересах борьбы с любыми проявлениями манипулирования результатами официальных спортивных соревнований, в том числе при помощи использования т. н. инсайдерской информации.