Международный уголовный трибунал по Руанде
Междунаро́дный уголо́вный трибуна́л по Руа́нде (МУТР; англ. International Criminal Tribunal for Rwanda, ICTR; франц. Tribunal pénal international pour le Rwanda), международное учреждение, созданное Советом Безопасности ООН (СБ ООН) 8 ноября 1994 г. для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьёзные нарушения международного гуманитарного права, совершённые на территории Руанды, а также граждан Руанды, совершивших указанные преступления на территории соседних государств, в период с 1 января по 31 декабря 1994 г.
МУТР был создан по просьбе правительства Республики Руанда посредством принятия резолюции СБ ООН № 955 от 8 ноября 1994 г. (далее – Резолюция № 955). За принятие резолюции проголосовало 14 членов СБ ООН, Руанда (на тот момент непостоянный член СБ ООН) проголосовала против. Одним из оснований голосования против властями Руанды было названо отсутствие смертной казни среди наказаний, которые может назначать трибунал.
В компетенцию МУТР входили осуществление судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьёзные нарушения международного гуманитарного права, совершённые на территории Руанды, а также ряд полномочий, связанных с проведением расследований и судебного преследования указанных лиц, в частности запросы к государствам об оказании правовой помощи, передача дел в национальные суды и др.
Статут МУТР понимает под серьёзными нарушениями международного гуманитарного права «серьёзные нарушения статьи 3, общей для Женевских конвенций от 12 августа 1949 года о защите жертв войны и Дополнительного протокола II к ним от 8 июня 1977 года». В статуте приведён открытый список таких нарушений: 1) посягательство на жизнь, здоровье и физическое или психическое благополучие лиц, в частности убийство, а также жестокое обращение, как, например, пытки, увечья или любые формы телесного наказания; 2) коллективные наказания; 3) взятие заложников; 4) акты терроризма; 5) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение, изнасилование, принудительная проституция и любые формы непристойного нападения; 6) мародёрство; 7) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учреждённым судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями; 8) угрозы совершения любого из вышеперечисленных деяний (ст. 4).
Материальная юрисдикция [синоним устоявшегося в международном праве понятия «предметная юрисдикция» (ratione materiae)] МУТР была распространена на 3 основные группы преступлений: серьёзные нарушения международного гуманитарного права; нарушение законов или обычаев войны, геноцид и преступления против человечности.
Временна́я юрисдикция МУТР была распространена на период с 1 января по 31 декабря 1994 г.
Территориальная юрисдикция МУТР распространялась на территорию Руанды, включая её воздушное пространство, и на территорию соседних государств.
Персональная юрисдикция трибуналов распространялась на физических лиц (личная уголовная ответственность).
МУТР состоял из трёх основных органов: палат (судебных и апелляционной); обвинителя (прокурора) и секретариата. Месторасположением трибунала был г. Аруша.
Состав судей МУТР избирался Генеральной Ассамблеей ООН из списка, представляемого Советом Безопасности ООН.
Членами Апелляционной палаты МУТР выступали члены апелляционной палаты Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ). На последних этапах работы МУТР в состав Апелляционной палаты были назначены два дополнительных постоянных судьи только для МУТР.
Обвинитель (прокурор) МУТР обладал полномочиями по проведению расследования дел и обвинению лиц, ответственных за серьёзные нарушения международного гуманитарного права. Он назначался СБ ООН по рекомендации Генерального секретаря ООН на 4 года (с правом повторного назначения). Секретариат отвечал за выполнение административных функций и обслуживание трибунала. Его руководитель (секретарь) назначался Генеральным секретарём ООН.
Основными обвиняемыми МУТР стали высшие военные и политические руководители государства. Среди важнейших судебных процессов следует назвать процессы против бывшего премьер-министра Руанды Ж. Камбанды, мэра г. Табу Ж.-П. Акайесу, полковника Т. Багосоры, генерала О. Ндидилииманы, министра внутренних дел Руанды Э. Каремеры, радиожурналиста Ж.-Б. Бараягвизы и ряд других.
За 21 год своей работы МУТР выдвинул обвинения в отношении 93 человек. Впоследствии были прекращены дела в отношении 2 обвиняемых. Всего были признаны виновными 62 человека, 14 обвиняемых были оправданы.
На июль 2023 г. осуждённые МУТР отбывают наказания в государствах Африканского континента: Мали (2 человека), Бенине (17) и Сенегале (8).
Официально МУТР прекратил свою работу 31 декабря 2015 г., однако с момента прекращения работы МТБЮ и МУТР их функции стал выполнять Международный остаточный механизм по уголовным трибуналам (МОМУТ), созданный резолюцией Совета Безопасности ООН № 1966 (2010). В отличие от официально заявленной цели выполнять «остаточные функции» (хранение архивов, осуществление контроля за исполнением приговоров в отношении лиц, отбывающих наказание в государствах, и т. д.), отделение МОМУТ в г. Аруша выполняет те же самые функции, которые выполнял МУТР, включая проведение судебных процессов и рассмотрение апелляций. Например, в мае 2020 г. началось производство по новому делу против руандийского бизнесмена Ф. Кабуги, обвиняемого, в частности, в финансировании геноцида в Руанде.
Российские и зарубежные учёные обращают внимание на основные проблемы при создании и функционировании МУТР:
проблемы легитимности создания. Создание уголовного трибунала СБ ООН представляет собой действия ultra virus (вне полномочий), т. е. выходящие за пределы компетенции СБ ООН. Во время голосования по резолюции № 955 делегация Китая воздержалась, заявив, что не может повторить действия по созданию МТБЮ в связи с тем, что они не имеют прочной правовой основы;
проблемы юрисдикции МУТР. Главной проблемой установления Советом Безопасности ООН юрисдикции МУТР стало исключение из этой юрисдикции преступлений против мира (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны). Кроме того, проблематичным является ограничение временно́й юрисдикции только 1994 г., поскольку массовые убийства стали лишь финальным актом предыдущих событий в Руанде. Ограничив юрисдикцию МУТР одним годом, трибунал лишился возможности выяснять причины возникновения конфликта, а также выявлять всех его участников;
проблемы структуры трибунала. Явным нарушением принципа независимости суда является объединение в рамках одного и того же учреждения институтов обвинителя и судей;
проблемы доказательств, использованных трибуналом. Весьма спорным представляется активное использование института «сделки с правосудием» (англ. plea bargaining). Аналогичные проблемы связаны с применением доктрины совместных преступных действий (англ. joint criminal enterprise), особенно её 3-й категории, признающей виновными лиц, которые не только не совершали преступления лично, но даже не знали об их совершении. Ещё одной серьёзной проблемой стало собственное определение преступления геноцида в обход положений Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948). Трибунал произвольно добавил новый – политический – критерий для определения защищаемой группы, нарушив таким образом логику Конвенции 1948 г., которая исходила из необходимости закрепления в ней лишь неизменяемых признаков (расовая, национальная принадлежность и т. д.);
проблемы обеспечения прав человека, прежде всего права обвиняемых на справедливое судебное разбирательство. В деятельности МУТР наблюдалось нарушение минимальных прав обвиняемого, закреплённых современным международным правом в области прав человека. В частности, речь идёт о нарушении права обвиняемых на рассмотрение дела в разумный срок: некоторые судебные процессы длились более 13 лет (при этом некоторые обвиняемые на данных процессах были оправданы, однако не получили никакой компенсации).