Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него
Конве́нция о предупрежде́нии преступле́ния геноци́да и наказа́нии за него́ (англ. Convention on the Prevention and Punishment of the Crime of Genocide), международный договор, определяющий явление геноцида, действия, являющиеся актами геноцида, а также меры предупреждения геноцида и наказания за него.
История принятия
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (далее – Конвенция) утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/260А (III) от 9 декабря 1948 г., вступила в силу 12 января 1951 г. (на 90-й день, считая со дня депонирования 20-го акта о ратификации или присоединении, – в соответствии со ст. XIII). Зарегистрирована 12 января 1951 г. (№ 1021). Участниками являются 153 государства. Английский, китайский, испанский, французский и русский тексты Конвенции являются равно аутентичными.
Конвенция была ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 18 марта 1954 г. с оговорками, сделанными СССР при подписании Конвенции 16 декабря 1949 г. по статьям IX и XII [Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1954 «О ратификации Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него»; Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР (1938 – июль 1956 гг.). Москва, 1956. С. 160].
Оговорки к Конвенции, сделанные представителем СССР 16 декабря 1949 г. при подписании Конвенции:
По ст. IX: СССР считает для себя необязательными положения ст. IX, предусматривающей, что споры между договаривающими сторонами по вопросам толкования, применения или выполнения настоящей Конвенции передаются на рассмотрение Международного суда по требованию любой из сторон в споре, и заявляет, что в отношении подсудности Международному суду споров по толкованию, применению или выполнению Конвенции СССР будет придерживаться, как он это делал и до сего времени, такой позиции, согласно которой для передачи того или иного спора на разрешение Международного суда необходимо в каждом отдельном случае согласие всех спорящих сторон.
По ст. XII: СССР заявляет о своём несогласии со ст. XII Конвенции и считает, что все положения Конвенции должны распространяться на несамоуправляющиеся территории, включая подопечные.
Ряд государств возражали против заявленных оговорок, их позиция была основана на Консультативном заключении Международного суда ООН от 28 мая 1951 г. и на резолюции A/RES/598 (VI), принятой 6-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 12 января 1952 г., об оговорках к многосторонним конвенциям.
Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному секретарю ООН 3 мая 1954 г. Вступила в силу для СССР 1 августа 1954 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1989 г. № 10125-XI была снята оговорка СССР по ст. IX о непризнании обязательной юрисдикции Международного суда ООН.
РФ является правопреемницей СССР. В ноте, направленной Министерством иностранных дел РФ главам дипломатических представительств в Москве от 13 января 1992 г., и в письме Министерства иностранных дел от 13 января 1992 г. № 11-Угп сказано, что РФ продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключённых СССР. Исходя из этого, Правительство РФ будет выполнять функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам вместо Правительства СССР. Министерство иностранных дел РФ также высказало просьбу рассматривать Российскую Федерацию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо СССР.
Структура и содержание
Конвенция состоит из преамбулы и 19 статей.
В преамбуле Конвенции содержится ссылка на резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 96 (I) от 11 декабря 1946 г., которая объявила, что «геноцид является преступлением, нарушающим нормы международного права и противоречит духу и целям Организации Объединённых Наций, и что цивилизованный мир осуждает его», а также признала факт, что на «протяжении всей истории геноцид приносил большие потери человечеству», и выразила убеждённость в том, что «для избавления человечества от этого отвратительного бедствия необходимо международное сотрудничество».
Конвенция (ст. II) определила понятие «геноцид» как любое из пяти действий, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, четыре поименованные группы лиц (национальная, этническая, расовая или религиозная). К такого рода действиям относятся: «1) убийство членов такой группы; 2) причинение серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; 3) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на её полное или частичное физическое уничтожение; 4) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; 5) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую». Жертвы становятся целью уничтожения из-за их реальной или предполагаемой принадлежности к группе, а не случайно.
Наказуемыми являются следующие деяния (ст. III): 1) геноцид; 2) заговор в целях совершения геноцида; 3) прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида; 4) покушение на совершение геноцида; 5) соучастие в геноциде. Указанные деяния не рассматриваются как политические преступления (ст. VII).
Польский юрист Рафаэль Лемкин (1900–1956), введший в 1944 г. в оборот термин «геноцид» путём объединения греческого слова γένος (genos – раса, люди) с латинским суффиксом caedo (акт убийства), предлагал широкое определение этого преступления против национальных групп, но признавал, что геноцид может совершаться также путём уничтожения политических институтов и культуры национальной группы и её средств к существованию (Lemkin. 1944. P. 91). Однако при принятии Конвенции государства отклонили предложения о включении в неё понятий политических групп и культурного геноцида.
Установлено, что геноцид независимо от того, совершается ли он в мирное или военное время, является преступлением, которое нарушает нормы международного права и против которого государства-участники обязуются принимать меры предупреждения и карать за его совершение (ст. I Конвенции). Лица, совершающие геноцид или какие-либо другие из перечисленных деяний, подлежат наказанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами (ст. IV Конвенции).
Государства вправе обращаться к соответствующим органам ООН с требованием принять все необходимые меры в целях предупреждения и пресечения актов геноцида или иных перечисленных в ст. III деяний (ст. VIII Конвенции).
Юрисдикция Международного суда ООН предусмотрена ст. IX Конвенции.
Статьи XI–XIX носят процедурный характер (касаются подписания, присоединения, ратификации, вступления в силу, денонсации, прекращения действия, пересмотра, регистрации).
Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г. предусматривает (п. b ст. I), что сроки давности не применяются к преступлениям геноцида, даже если эти действия не представляют собой нарушения внутреннего законодательства той страны, в которой они были совершены.
Международные суды неоднократно приходили к выводу, что запрет геноцида является императивной нормой международного права (ius cogens), в частности, в решениях: Международного суда ООН по делам «Демократическая Республика Конго против Руанды» от 3 февраля 2006 г.; «Босния и Герцеговина против Сербии и Черногории» от 26 февраля 2007 г.; «Германия против Италии» от 3 февраля 2012 г.; Международного трибунала по Руанде по делу № ICTR-95-1-T «Обвинитель против Кайишемы и Рузинданы» от 21 мая 1999 г.
26 февраля 2022 г. Украина подала иск против России в Международный суд ООН по делу, касающемуся Конвенции (Ukraine v. Russian Federation). 16 марта 2022 г. суд принял временные меры (Request for the indication of provisional measures). 2 февраля 2024 г. Международный суд ООН отверг обвинения Украины о нарушении Россией Конвенции. Однако 47 стран (в основном члены НАТО и Европейского союза) заявили о намерении поддержать Украину путём вступления в процесс. На рассмотрении суда остался только один вопрос – совершала ли Украина геноцид в Донбассе (Комментарий официального представителя МИД России М. В. Захаровой...).
Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или Международным уголовным судом (ст. VI Конвенции) либо подлежат выдаче (ст. VII).
Государства обязались провести необходимое законодательство и предусмотреть эффективные меры наказания лиц, виновных в совершении геноцида (ст. V Конвенции). Более 80 государств – членов ООН приняли акты, включающие положения Конвенции в своё национальное законодательство. Так, Уголовный кодекс РФ содержит ст. 357, которая воспроизводит конвенционное понятие «геноцид». Однако к 2020-м гг. наметилась негативная тенденция, согласно которой ряд государств идут по пути расширения определяемых Конвенцией четырёх демографических групп: эти государства включают в своё уголовное законодательство ответственность за геноцид против политических групп или групп с определённым мировоззрением; групп лиц, определённых наличием общих убеждений, и др.
В 1951 г. Международный суд ООН в консультативном заключении по делу об оговорках к Конвенции о геноциде заявил, что принципы, лежащие в основе Конвенции, признаются цивилизованными нациями в качестве обязательных для государств даже в отсутствие каких-либо конвенционных обязательств.
В сентябре 2015 г. Генеральная Ассамблея ООН (резолюция A/RES/69/323) постановила провозгласить дату принятия Конвенции – 9 декабря – Международным днём памяти жертв преступления геноцида, чествования их достоинства и предупреждения этого преступления.