Международное инвестиционное сотрудничество
Междунаро́дное инвестицио́нное сотру́дничество, регулируемые международно-правовыми нормами и принципами отношения между государствами в инвестиционной сфере, где происходит трансграничное движение ресурсных вложений (инвестиций).
В доктрине международного права предложены различные классификации инвестиций в зависимости от их формы и характера: иностранные и национальные; государственные и частные; в материально-вещественной (основные средства – машины, оборудование, инструмент, инвентарь и др.), невещественной (объекты интеллектуальной собственности и иные нематериальные блага) и денежной формах; портфельные и прямые и др.
В рамках международного инвестиционного сотрудничества выделяют три уровня складывающихся взаимоотношений между его субъектами: частноправовой уровень (взаимодействие частных лиц разных государств), публично-правовой (взаимодействие публичных лиц – государств, международных межправительственных организаций), смешанные (диагональные) взаимоотношения [отношения по типу иностранное частное лицо – государство (его представитель)].
Совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международное инвестиционное сотрудничество, получила название международного инвестиционного права, представляющего собой подотрасль международного экономического права.
В предмет регулирования международного инвестиционного права включаются: трансграничное движение инвестиций, их допуск на территорию принимающего государства, защита и предоставление гарантий; установление внутренних правовых режимов для иностранных инвестиций и инвесторов; определение правовых основ международного инвестиционного сотрудничества; закрепление правил и процедур разрешения инвестиционных споров.
В качестве субъектов международного инвестиционного права выступают публичные лица – государства и международные межправительственные организации, а в качестве инвесторов чаще всего выступают частные лица, прежде всего транснациональные корпорации, банки, страховые компании и др.
В настоящее время в качестве основного метода правового регулирования международного инвестиционного сотрудничества используется метод двустороннего регулирования международных инвестиционных отношений, в соответствии с которым государства заключают между собой соглашения о поощрении и защите инвестиций (например, Соглашение между Российской Федерацией и Государством Кувейт о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 21 ноября 1994). Тем не менее в настоящее время всё чаще применяется метод многостороннего регулирования международного инвестиционного сотрудничества. В этой связи был принят целый ряд многосторонних международных договоров, регулирующих отдельные аспекты международного инвестиционного сотрудничества государств. К числу таких международных документов можно отнести, в частности, такие документы, как Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. (далее – Вашингтонская конвенция 1965), Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г., Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМс), принятое и действующее в системе Всемирной торговой организации. Ряд норм, регулирующих международное инвестиционное сотрудничество, закреплены в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г., Декларации об установлении нового международного экономического порядка 1974 г.
Государства как суверенные субъекты международного права обладают правом регулировать отношения, связанные с иностранными инвестициями, в рамках своего внутреннего правопорядка при необходимом соблюдении своих международных обязательств в данной сфере. Они могут устанавливать те или иные режимы привлечения иностранных инвестиций, отражающие государственную политику в этой сфере в конкретных исторических и социально-экономических условиях, создавая благоприятные или же неблагоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций. Так, например, в РФ приняты федеральные законы от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» и от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – Закон об иностранных инвестициях).
Большинство государств закрывает для вложения частных иностранных инвестиций стратегические отрасли экономики, которые связаны с обеспечением суверенитета и национальной безопасности государства (например, оборонное производство, транспорт, коммуникации, разработка недр, здравоохранение и др.).
Государства в соответствии со своим внутренним законодательством и/или на основе международных договоров и соглашений (двусторонних или многосторонних) в отношении приёма, защиты и гарантирования иностранных инвестиций предоставляют, как правило, инвестициям и инвесторам следующие правовые режимы: режим наибольшего благоприятствования, национальный режим или же их сочетание. Например, Закон об иностранных инвестициях 1999 г. в п. 1 ст. 4 закрепляет, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
Важной гарантией эффективности международного инвестиционного сотрудничества является наличие правовых механизмов разрешения споров, возникающих в связи с иностранными инвестициями.
В соответствии с внутренним законодательством большинства государств иностранным инвесторам предоставляется гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением иностранным инвестором инвестиций и предпринимательской деятельности на территории принимающего государства (ст. 10 Закона об иностранных инвестициях).
В соответствии с международными соглашениями о взаимной защите инвестиций инвестиционные споры могут разрешаться в компетентных судах или арбитражах договаривающихся государств; третейских судах ad hoc (арбитраж, образованный сторонами для разрешения конкретного спора); Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), созданном в соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г.
Статьёй 25 Вашингтонской конвенции 1965 г. регулируется порядок разрешения инвестиционных споров; в частности, под инвестиционными понимаются «споры, возникающие непосредственно из отношений, связанных с инвестициями, между договаривающимся государством (или любым уполномоченным органом Договаривающегося государства, о котором сообщено Договаривающимся государством Центру) и лицом другого Договаривающегося государства, при условии наличия письменного согласия участников спора о передаче спора для разрешения Центру».
Участие государства в качестве стороны в споре порождает определённые правовые сложности: государство может ссылаться на иммунитет и не подчиняться юрисдикции другого государства или могут возникнуть иные проблемы, связанные с рассмотрением споров в национальных судах самого государства (затягивание процедуры и др.).
Вопросы, связанные с разрешением инвестиционных споров и выплатой компенсации иностранному инвестору, находят своё разрешение в Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. В задачи этого агентства входит, в частности, страхование от некоммерческих рисков, связанных с инвестированием иностранного капитала [п. (а) ст. 2 Конвенции].
В доктрине выделяют следующие принципы международно-правового регулирования инвестиционного сотрудничества: защита иностранных инвестиций; свобода экспорта инвестиций; свобода применения защитных мер при импорте инвестиций; территориальность регулирования иностранных инвестиций; государственный и международный контроль за движением иностранных инвестиций; избежание причинения ущерба инвестициями экономике принимающей стороны; недопустимость национализации иностранных инвестиций без соответствующей и справедливой компенсации; свобода перевода доходов от инвестиций за пределы страны базирования; переход права требования возмещения в случаях ущерба инвестициям от частного инвестора к государству инвестора (суброгация); устранение двойного налогообложения.
В сфере международного инвестиционного сотрудничества находит отражение тенденция всё большего возрастания роли взаимодействия соответствующих международно-правовых и национально-правовых механизмов регулирования инвестиционных отношений в целях защиты национальных интересов государств и соблюдения баланса интересов между иностранным инвестором и принимающим иностранные инвестиции государством.