Метод «Точно в срок»
Ме́тод «То́чно в срок» (англ. Just in Time, JIT), производственная система Toyota (Toyota Production System, TPS), метод управления товарно-материальными запасами точно в срок, т. е. способ организации поставок производителю, при которой время и объёмы поступления сырья, материалов и комплектующих согласуются с графиками производства.
Основная цель этого метода – снижение затрат на хранение запасов в производстве и увеличение их оборачиваемости.
Компании применяют метод «Точно в срок» для повышения эффективности производства и уменьшения отходов, получая материалы, компоненты и полуфабрикаты только тогда, когда они нужны им для производственного процесса, что снижает складские затраты и позволяет минимизировать производственные отходы в случаях невыполнения или отмены заказов.
Большинство компаний создают и хранят избыточные запасы, производя продукцию в ожидании будущих заказов. Применение метода «Точно в срок» позволяет создать логистическую систему, которая нацелена на удовлетворение фактического спроса на продукцию компании. Например, если автосборочному заводу необходимо установить подушки безопасности на производимых им автомобилях, на его складе не хранится запас подушек, а доставляются они по мере того, как автомобили поступают на сборочную линию.
Для успеха применения метода «Точно в срок» компании должны иметь прогнозируемый уровень производства, технологию производства высокого уровня надёжности и поставщиков, имеющих достаточный ресурс обеспеченности и манёвренности.
Метод управления запасами «Точно в срок» контрастирует с методом управления запасами «На всякий случай» (англ. Just in Case), когда производители держат запасы, достаточные для удовлетворения максимального рыночного спроса.
Применение метода «Точно в срок» требует тщательного планирования цепочки поставок и использования программного обеспечения (ПО) для выполнения всего процесса доставки и исключения ошибок при его мониторинге.
Успешная реализация метода «Точно в срок» зависит от вовлечённости в процесс персонала предприятия и поддержки высшего руководства.
Наибольшей эффективности применения метода «Точно в срок» достигают те компании, которые выпускают не однотипную продукцию массового спроса (например, средства личной гигиены, продукты питания, напитки, удобрения), но компании, работающие по заказам, выполнение которых требует различной комплектации изделий (например, компании автомобилестроения) или изменения некоторых характеристик продукции с учётом вкусов и предпочтений тех или иных групп потребителей или колебаний рыночного спроса (например, компании, производящие одежду и обувь).
Типы компаний, использующие метод «Точно в срок»
Метод «Точно в срок» настолько эффективен, что в начале 21 в. многие компании стремятся использовать его элементы в организации своих логистических систем. Он популярен во всём мире как среди крупных корпораций, так и среди малых предприятий, поскольку его применение способствует увеличению денежного потока и уменьшению объёма финансовых ресурсов, необходимых для ведения бизнеса. Этот метод нашёл применение в различных сферах бизнеса, таких как розничная торговля, рестораны, издательское дело, автомобилестроение.
«Точно в срок» может применяться и к более широкому кругу бизнес-процессов, включая управление человеческими ресурсами, бухгалтерский учёт, управление разнообразными производственными операциями.
История создания метода «Точно в срок»
Создание метода «Точно в срок» приписывают японской компании-автопроизводителю Toyota Motor. В 1970-х гг. руководители компании Toyota в результате обсуждения производственных вопросов пришли к выводу о том, что компания могла бы быстрее и эффективнее адаптироваться к изменениям рыночных тенденций или требованиям потребителей к модификациям моделей автомобилей при условии отсутствия больших запасов на складе.
Идея метода «Точно в срок» – исключение избыточных запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов при сборке автомобилей. Организация материальных потоков должна быть разработана таким образом, чтобы все нужные для производства компоненты поступали в нужном количестве в нужное место к назначенному сроку.
Метод «Точно в срок» нашёл распространение на предприятиях японской промышленности и вскоре его переняли многие американские компании, в частности Hewlett-Packard.
Преимущества и недостатки метода «Точно в срок»
Преимущества
Основное преимущество метода «Точно в срок» состоит в том, что он сводит к минимуму потребность компании в хранении больших объёмов товарно-материальных запасов, что обеспечивает значительную экономию средств. К преимуществам метода также относят:
Уменьшение количества производственных отходов.
Применение метода «Точно в срок» исключает перепроизводство, которое происходит, когда предложение товара на рынке превышает спрос и приводит к накоплению непродаваемых товаров. Эти не подлежащие продаже товары и компоненты их производства превращаются в неликвидные запасы, которые занимают складское пространство и увеличивают производственные отходы;
Снижение затрат на складское хранение.
Избыточные запасы могут значительно увеличить затраты на их хранение. В рамках метода «Точно в срок» затраты на хранение на складе сведены к минимуму;
Предоставление производителю большего контроля над операциями.
Используя метод «Точно в срок», производитель полностью контролирует производственный процесс, который ориентирован на выполнение полученных заказов, поскольку позволяет оперативно реагировать на потребности клиентов, быстро увеличивая производство востребованного продукта. Тем самым применение метода «Точно в срок» придаёт компании гибкость в её способности удовлетворять постоянно меняющиеся потребности рынка.
Например, компания Toyota не заказывает поставки материалов и комплектующих до тех пор, пока не поступит заказ от покупателя, содержащий требования по спецификациям партии автомобилей. Это позволяет компании сохранить минимальные запасы, что снижает затраты и предоставляет ей возможность быстро адаптироваться к изменениям спроса, не беспокоясь о существующих запасах;
Уменьшение потребности в оборотном капитале.
При переходе на метод «Точно в срок» компании не тратят финансовые средства на закупку сырья и материалов впрок, приобретая такое количество ресурсов, которое требуется для выполнения уже существующих заказов;
Повышение рентабельности инвестиций.
Метод «Точно в срок» способствует повышению рентабельности инвестиций, поскольку его применение способствует снижению затрат на содержание складских помещений и он нацелен на сокращение неликвидных товарно-материальных запасов.
Кроме того, этот метод часто применяется с использованием концепции «Правильно с первого раза», смысл которой заключается в том, чтобы выполнять все производственные операции без ошибок и по строго соблюдаемому графику. Это также способствует повышению рентабельности инвестиций, поскольку не требует дополнительных финансовых затрат на компенсацию допущенных потерь.
Недостатки
Потенциальные сбои в цепочке поставок.
Если поставщик сырья, материалов или компонентов по каким-либо причинам не может обеспечить доставку вовремя, это может привести к остановке всей производственной линии. При наличии заказов конечных покупателей компания может задержать доставку готовой продукции клиентам.
В случае серьёзных сбоев в цепочке поставок метод «Точно в срок» может оказать большое влияние на бизнес в целом. При отсутствии избыточных запасов, которые можно было бы использовать, продажи могут остановиться;
Невозможность выполнить неожиданный заказ.
У производственной компании, использующей метод «Точно в срок», редко есть какие-либо дополнительные запасы для выполнения неожиданных заказов. Её поставщики также могут не обладать ресурсами, требуемыми для обеспечения необходимых компании поставок. Невозможность удовлетворить потребителей в случае неожиданного роста рыночного спроса на продукцию компании также относится к потенциальным недостаткам использования метода «Точно в срок»;
Большая зависимость производителя от поставщиков.
Эффективность использования метода «Точно в срок» зависит от эффективности работы поставщиков и от своевременности их поставок. Кроме того, производитель должен быть готов к дополнительным расходам в случае внезапного повышения цен на сырьё и материалы или транспорт.
Кроме того, компании, применяющие метод «Точно в срок», ориентируются прежде всего на местных поставщиков для сокращения времени и затрат на транспортировку сырья, материалов и комплектующих. При отказе местных поставщиков от поставок возможно существенное увеличение затрат на производство продукции компании;
Потребность во внедрении ПО.
Согласование работы всех звеньев метода «Точно в срок» требует специального ПО и обучения персонала, что влечёт за собой финансовые и временны́е затраты.
Факторы, влияющие на успешность реализации метода «Точно в срок»
Основные моменты, которые следует учитывать при реализации метода «Точно в срок»:
необходимость осуществления дополнительных инвестиций (покупка оборудования и ПО, затраты на подготовку специалистов);
угроза возникновения непредвиденных обстоятельств, связанных с возможностью нарушения условий поставок (природные катаклизмы, забастовки, аварии и др.), на устранение последствий которых требуются дополнительные расходы и время;
зависимость от поставок материалов и комплектующих высокого качества;
бо́льшая зависимость от колебаний спроса на продукцию, чем у предприятия, ориентированного на массовое производство однотипной продукции;
необходимость обучения специалистов и сотрудников компании применению метода «Точно в срок».
Метод «Точно в срок» и современные концепции организации логистических процессов
Для повышения эффективности цепочек поставок многие организации используют концепции бережливого производства (или Lean production – «плоское производство»), agile (гибкий подход к разработке ПО) и логистики добавленной стоимости (Value added logistics), которые включают метод «Точно в срок».
Метод «Точно в срок» в России
В России этот метод был описан в 1930 г. в Госплане СССР. Ныне данная технология не является широкой распространённой среди российских промышленных предприятий. Основным препятствием к её внедрению являются недостаточные возможности российской логистической системы обеспечить своевременную доставку необходимых материалов и компонентов от поставщиков. Немаловажную роль в ряде случаев играют и большие расстояния между компаниями-производителями и поставщиками. Метод «Точно в срок» успешно используется российскими интернет-магазинами, не имеющими значительных складских запасов.