Местечкин Марк Соломонович
Месте́чкин Марк Соломо́нович [16(29).3.1900, Киев – 29.11.1981, Москва; похоронен на Кунцевском кладбище], российский режиссёр цирка, профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1963), народный артист РСФСР (1969).
В 1918 г. принят актёром в молодёжную студию киевского театра Н. Н. Соловцова, где сыграл в постановках К. А. Марджанишвили «Фуэнтэ Овехуна» («Овечий источник») по пьесе Лопе де Веги (роль судьи, премьера 1 мая 1919) и «Соломея» О. Уайльда (роль каппадокийца, 1919). В 1919–1920 гг. артист передвижного театра политуправления (уполномоченный по искусству М. Е. Кольцов) 12-й армии РККА.
В 1920–1921 гг. актёр Театра РСФСР 1-го. Сыграл в постановке пьесы «Зори» Э. Верхарна (вестник, режиссёры В. Э. Мейерхольд, В. М. Бебутов, премьера 7 ноября 1920). С 1921 г. осваивал новую технику актёрской игры – биомеханику в Государственных высших режиссёрских (позднее театральных) мастерских (ГВЫРМ – ГВЫТМ) под руководством Мейерхольда; одновременно с работой в театре как начинающий режиссёр направлен Мейерхольдом в г. Подольск для налаживания работы Пролеткульта.
В 1922–1926 гг. актёр в Театре Актёра, Театре ГИТИСа, Театре имени Мейерхольда (ТиМ, с 1926 г. ГосТиМ), наиболее значимая роль – помощник капитана в спектакле «Рычи, Китай!» С. М. Третьякова (режиссёр Мейерхольд, 1926) и Театре Революции (1922–1924).
В 1924–1926 гг. выступал как конферансье (совместно с М. И. Жаровым исполнял куплеты) на эстраде и в театрах-кабаре «Нерыдай», «Таверна Заверни», эстрадно-агитационных театрах «Синяя блуза» и «Весёлые миниатюры».
В 1926–1930 гг. преподавал курс актёрского мастерства клоунам в Мастерской циркового искусства (МАЦИС; в 1927 г. реорганизована в Курсы циркового искусства, КЦИ). В 1928 г. совместно с режиссёром Н. М. Фореггером на музыку Д. Я. Покрасса поставил со студентами клоунский парад-пролог, вошедший в программу Московского цирка на Цветном бульваре и репризу «Корова» (автор В. А. Никулин, отец Ю. В. Никулина); в амплуа ковёрного по настоянию Местечкина выступил студент КЦИ М. Н. Румянцев, будущий клоун Карандаш.
В 1926 г. поставил в театре «Уполитпросвет» спектакль «Вредный элемент» В. В. Шкваркина. В 1929–1935 гг. сотрудничал с клубом кондитерской фабрики «Красный Октябрь», где с коллективами профсоюза пищевиков поставил оперу «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова (1929) и спектакль «Шестеро любимых» А. Н. Арбузова (1935). В 1934–1937 гг. художественный руководитель 1-го Промколхозного театра РСФСР в посёлке Мстёра Владимирской области. Основные постановки этого периода – «Женщина в море» (инсценировка одноимённого романа А. С. Новикова-Прибоя), «Разгром» А. А. Фадеева, «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Дальняя дорога» А. Н. Арбузова, «Чудесный сплав» В. М. Киршона. В 1936 г. поставил в московском Театре народного творчества театрализованный концерт «Гдовская старина», с участием самодеятельных артистов.
В 1937–1956 гг. режиссёр-постановщик акробатического ансамбля Центрального дома культуры железнодорожников (ЦДКЖ). Перед Великой Отечественной войной 1941–1945 гг. на базе этого ансамбля поставил (совместно с артистом и драматургом Я. М. Рудиным) эстрадно-цирковое обозрение «Поезд едет на юг». В военные годы с этой постановкой коллектив выступал перед моряками Северного флота, на Дальнем Востоке; 9 мая 1945 г. встретил в Варшаве.
Во время Великой Отечественной войны Местечкин возглавлял фронтовую концертную бригаду, выступавшую на Калининском, 1-м и 2-м Прибалтийских фронтах. В 1944 г. поставил в Государственном академическом Большом театре «Заключительный концерт художественной самодеятельности рабочей молодёжи государственных трудовых резервов».
С 1948 г. режиссёр-педагог студии разговорного жанра при Московском цирке на Цветном бульваре и режиссёр Главного управления государственных цирков. В 1955–1980 гг. главный режиссёр Московского цирка на Цветном бульваре, с 1964 г. руководитель студии клоунады там же.
Основные постановки этого периода: цирковые спектакли – «Маленький Пьер» (1949), «Отважные» (1953), «Необыкновенные приключения», «Юность празднует» (обе 1957), «Счастливого плавания!», «Чёрный Томми» (обе 1959), «Карнавал на Кубе», «Трубка мира» (1962), «Лечение смехом» (1965); номера – «Рапсодия» музыкальных эксцентриков Е. В. Амвросьевой и Г. П. Шахнина (1959), «На приеме у доктора Айболита» дрессировщика А. И. Попова (1968).
Соавтор многих постановок Местечкина В. Е. Ардов высоко оценил его значение для отечественного циркового искусства: «Такие пантомимы, как "Карнавал на Кубе" и детский спектакль "Трубка мира", до сих пор являются эталонами в своих жанрах. В когорте цирковых режиссеров советской формации Марку Местечкину принадлежит одно из первых мест. Его надо назвать соучастником создания новой школы, нового стиля постановок, того стиля, в котором работали и который создавали Георгий Венецианов, Арнольд Арнольд. Он по праву занимает пост художественного руководителя столичного цирка как ведущий мастер» (журнал Советский цирк. 1971, № 1. С. 11)
Н. П. Охлопков писал о творчестве Местечкина: «Местечкин – режиссёр масштабов, ему близок язык обобщений, специфика образного мышления» (журнал «Советский цирк», 1963, № 1. С. 2-3)
В 1966–1981 гг. художественный руководитель отделения режиссёров цирка в Государственном институте театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС) (профессор с 1977). Поставил со студентами дипломные цирковые спектакли по пьесам Мольера, демонстрировавшиеся в Московском цирке на Цветном бульваре, – «Мещанин во дворянстве» (1970), «Господин де Пурсоньяк» (1975). Среди его учеников: О. А. Артанов, В. М. Аверьянов, И. М. Байков, В. А. Баринов, Е. В. Барменков, В. В. Головко, А. Г. Закиров, М. М. Запашный, А. Г. Кадников, К. Х. Кантемирова, А. Д. Калмыков, А. Котова, Л. Л. Костюк, И. С. Ленков, Н. Д. Милюков, Я. Н. Польди, В. И. Суркова, В. П. Саврасов, В. А. Филатов, В. Я. Франке, В. В. Шемшур, В. Г. Ярославцев и др.
В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию «Размышления о режиссуре в цирке».
Снялся в кино в эпизодах художественных фильмов «Соперницы» (режиссёр А. А. Куприн, 1929) и «Как закалялась сталь» (режиссёр М. С. Донской, 1942); поставил игровые фильмы «Ещё двенадцать» (1931, фильм не сохранился) и «Новоселье Олега Попова» (1960).
Лауреат всесоюзных смотров новых номеров циркового искусства (1963, 1970).
Награждён орденом Ленина (1980), орденом «Знак Почёта» (1958).
Его дочь – актриса театра и кино Л. М. Сухолинская-Местечкина.