Сухолинская-Местечкина Людмила Марковна
Сухоли́нская-Месте́чкина Людми́ла Ма́рковна (27.8.1929, Москва – 14.11.2017, там же), российская актриса, заслуженная артистка РСФСР (1969).
Дочь известного режиссёра цирка М. С. Местечкина. В 1952 г. окончила школу-студию МХАТ (курс И. М. Раевского).
Творческая жизнь актрисы с 1952 по 1988 гг. связана с Московским художественным академическим театром. Начала свою карьеру с второстепенной роли – участница пикника («Дачники» М. Горького, постановка М. Н. Кедрова, 1953), но уже следующая работа – Виола («Двенадцатая ночь» У. Шекспира, постановка П. В. Массальского, 1955) – вывела Л. Сухолинскую-Местечкину в ведущие и востребованные актрисы театра. Её отличали высокий уровень владения актёрской техникой, яркие внешние данные и эмоциональность, что позволило актрисе создать образы в разных амплуа и жанрах. Ей особенно удавались роли лирических и романтических героинь, в их числе – Джудит Андерсон («Ученик дьявола» Б. Шоу, постановка Г. Г. Конского, режиссёр Ю. В. Недзвецкий, 1957), Ночь в «Синей птице» М. Метерлинка (постановка К. С. Станиславского, И. М. Москвина, Л. А. Сулержицкого – 1908; режиссёры возобновления М. М. Яншин, А. М. Комиссаров – 1936; С. Г. Десницкий, Е. В. Шелагина – 1977), которую актриса играла более 30 лет с 1955 по 1986 гг., также Анна-Мари («Жил-был каторжник» Ж. Ануя, постановка В. Я. Станицына, 1968). Острохарактерные персонажи: Мели («Лиса и виноград» Г. Фигейредо, постановка П. В. Лесли, 1958; ввод в спектакль – 1960), Девка (по роману «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, картина «Мокрое», постановка Б. Н. Ливанова, П. А. Маркова, В. П. Маркова, 1960), 3-й толкач («Обратная связь» А. И. Гельмана, постановка О. Н. Ефремова, режиссёр Л. Ф. Монастырский, 1977), секретарь Виктора Николаевича («Чокнутая» или «Зинуля» Гельмана, режиссёр Н. Л. Скорик, руководитель постановки О. Н. Ефремов, 1986). Особенно удавались актрисе роли с ярким национальным колоритом: Миссис Чивли («Идеальный муж» О. Уайльда, постановка В. Я. Станицына, режиссёры Г. Г. Конский, С. С. Пилявская, 1957; ввод – 1973), Жужуна («Пока арба не перевернулась» О. Д. Иоселиани, постановка И. М. Тарханова, режиссёр В. А. Пешкин, 1972), Цыганка («Эшелон» М. М. Рощина, постановка А. В. Эфроса, режиссёры В. М. Портнов, Л. Ф. Монастырский, 1975; ввод – 1977), Госпожа Пернель («Тартюф» Ж.-Б. Мольера, постановка А. В. Эфроса, режиссёр И. П. Власов, 1981).
Наиболее заметной работой в творчестве актрисы стала заглавная роль в спектакле «Мария Стюарт» по пьесе Ф. Шиллера (постановка В. Я. Станицына, режиссёр И. М. Тарханов, 1957; ввод – 1976), в котором она заменила А. К. Тарасову в центральном дуэте с А. И. Степановой (Елизавета), повторив рисунок роли предшественницы. Б. Н. Любимов говорил о постановке: «Особо надо отметить пластическое решение образов, подчёркивающих индивидуальности. Обе актрисы как будто сошли со старинного гобелена. Статуарность поз, царственность походки, движений и жестов, наконец, умение носить платья придают законченность характерам. Первое появление Марии предвосхищено словами одного из придворных Елизаветы: "С крестом в руках и жаждой светских наслаждений". Такой впервые появляется Мария – Сухолинская. Ощущается её внутреннее беспокойство, умело скрываемое воспитанием и придворными обычаями. Нервозность не покинет её вплоть до финальной сцены. Нервное подвижное, выразительное лицо актрисы иногда говорит больше слов. В Марии, даже в самых унизительных обстоятельствах не пропадает победительная женственность, заставляющая мужчин очертя голову бросаться в немыслимые авантюры» (Мария Стюарт // Культура.РФ).
После разделения труппы Московского художественного академического театра в 1987 г. на два коллектива вошла в труппу Московского художественного академического театра имени М. Горького под руководством Т. В. Дорониной. В 1988 г. оставила сцену.
Снималась в игровом фильме «Теперь пусть уходит» (Пенелопа, режиссёр С. П. Алексеев, 1963), телеверсии спектакля «Мария Стюарт» (Мария Стюарт, режиссёр В. Я. Станицын, 1976).
На телевидении – ведущая «Голубого огонька» (1962).
На радио участвовала в радиоспектакле «Лиса и Виноград» по Г. Фигейредо (Мели, постановка П. В. Лесли, радиорежиссёр Т. А. Заборовская, 1960).