Суркова Валентина Ивановна
Сурко́ва Валенти́на Ива́новна (19.6.1932, Москва – 11.4.2022, там же), российская артистка цирка, воздушная гимнастка, тренер, педагог, режиссёр, заслуженная артистка РСФСР (1969).
В 1954 г. окончила Государственное училище циркового искусства [ГУЦИ; ныне Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева (Карандаша)] (режиссёр-педагог С. Д. Морозов – муж В. И. Сурковой с 1960).
Первые работы артистки (режиссёр С. Д. Морозов): номера «Летающие акробаты» (1954; партнёры М. Фалеева и Г. Г. Петринская) и «Силовая пара» (1955; партнёр К. Кузьмина).
В 1956 г. в Московском цирке на Цветном бульваре состоялась премьера сольного номера артистки «Воздушная гимнастка на трапеции» (режиссёр С. Д. Морозов). Номер отличался сложными силовыми трюковыми комбинациями, исполняемыми на трапеции на большой высоте (15–20 м) без лонжи, как в статичном положении аппарата, так и в амплитудном каче. В репертуар исполняемых трюков были включены ризенвелле, стойка жимом с переходом в крест, штиц, темповые флажки, крутки и обрывы. Особый стиль артистки определялся контрастом атлетических «мужских» трюков и изящной женственностью их исполнения.
В 1956 г. приглашённая солистка в программе берлинского «Фридрихштадтпаласта». Лауреат 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957). С 1958 г. одновременно с исполнением сольного номера участвовала в номере «Воздушные турнисты» под руководством С. Д. Морозова.
В 1962 г. в цирковой пантомиме «Карнавал на Кубе» (Московский цирк на Цветном бульваре) выступила с композицией в образе саламандры на корд де пареле. Впервые корд де парель использовался в качестве аппарата для самостоятельного номера, и таким образом был изобретён новый жанр с оригинальными авторскими трюками. В дальнейшем он приобрёл многих последователей. Особую эстетическую выразительность номеру придавали костюм, созданный художником Л. А. Окунем, и специально написанная музыка (композитор В. А. Белинский). Создание художественного образа, в котором трюковая комбинаторика соединялась с пластическим рисунком и актёрской выразительностью, стало новаторским явлением в спортивно-гимнастическом жанре советского цирка. Композиция исполнялась над манежем, заполненным водой, что придавало дополнительный зрелищный эффект ключевому эпизоду финала. Номер «Саламандра» стал визитной карточкой артистки.
В 1964 г. участвовала в программе зала «Олимпия» (Париж).
В 1968 г. совместно с режиссёром С. Д. Морозовым создала номер «Бабочка в паутине» (композитор В. А. Белинский). Номер был задуман как моноспектакль с драматургической основой, образным решением, развитием сюжета и оригинальными трюковыми комбинациями. Морозов изобрёл аппарат в форме паутины без жёсткой основы: конструкция состояла из особо прочной ленты, за счёт чего «паутина» выглядела как настоящая, она как бы «дышала» в воздухе. Такой аппарат требовал особой техники исполнения трюков. Композиция начиналась с появления световой проекции огромного паука, который перемещался прямо по зрительному залу. Летящая серебристая бабочка попадала в паутину, находящуюся под куполом цирка. История бабочки, её страдания передавались через трюки в сочетании с хореографией и актёрской игрой. В финале бабочка вырывалась из паутины, взмывала ввысь (исполнялась комбинация бланшей и флажков в петле в одной руке) и падала на арену. Бабочка погибала свободной. Номер «Бабочка в паутине» соединил в себе цирк, элементы балета и театра. Новый режиссёрский подход и блистательное исполнение во многом опережали своё время. Закончила выступления на манеже в 1980 г.
В. И. Суркова участвовала в гастролях советского цирка в Швеции, Австралии, странах Южной Америки, в Германии, Франции, Великобритании и др. Пресса всегда уделяла большое внимание артистке, за чистоту и балетную филигранность исполнения называя её «Улановой советского цирка» и «Королевой воздуха».
Снималась в фильмах: «Борец и клоун» (Мими в номере на трапеции, 1957), «Косолапый друг» (акробатка, 1959), «Парад-алле» (гимнастка на корд де пареле, 1969), «Представление начинается» (воздушная гимнастка, 1970), «Огни цирка» (гимнастка, 1979).
В 1971 г. окончила ГИТИС имени А. В. Луначарского (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС) по специальности «режиссёр цирка» (курс М. С. Местечкина). В 1984–1987 гг. преподавала там же (на кафедре режиссуры цирка).
В 1980–1982 гг. директор коллектива «Цирк-ревю». В 1989–1991 гг. заместитель директора Театра зверей имени Дурова (ныне театр «Уголок дедушки Дурова»).
Награждена орденом «Знак Почёта» (1980), медалями «За трудовую доблесть» (1958), «За доблестный труд» (1970).
Дочь В. И. Сурковой и С. Д. Морозова – Е. С. Морозова (род. 3.3.1966, Москва) – режиссёр цирка и театра, сценарист, педагог, заслуженный работник культуры РФ (2005).